Время от времени в Language Heroes появляются малыши, в Language Heroes растут малыши :)) И мы решили устроить интервью с нашими мамами!
Вопросы, мы задавали:
- Сколько было твоему малышу, когда ты решила присоединиться к Language Heroes? Какие языки ты учишь?
- Как ты успеваешь ботать с маленьким ребёнком? Есть какой-то мамский лайфхак?
- Какой совет ты можешь дать молодым мамам, которые хотят учить языки, но, возможно боятся?
Алина Дудик
1) Сколько было твоему малышу, когда ты решила присоединиться к Language Heroes? Какие языки ты учишь?
Я получила инвайт в Легендарный Летний ещё будучи беременной и уехала в роддом за день до начала потока. Дане было три дня, когда начался мой первый двенадцатинедельный год :)) Тогда я учила китайский, сейчас активно учу итальянский (это новый язык), с чуть меньшим напором португальский (тоже новый), и пытаюсь вспомнить испанский, японский, французский и немецкий, которые учила раньше с разной степенью интенсивности.
2) Как ты успеваешь ботать с маленьким ребёнком? Есть какой-то мамский лайфхак?
Когда Даня был совсем маленький и почти всё время проводил на руках, я не могла писать, но много слушала и смотрела фоном, пока качала его и делала домашнюю работу. Это дало приятный бонус – открылись уши, стало намного легче воспринимать новые звуки и интонации. Ещё одно полезное мамское открытие – микрозанятия. Когда нет свободного часа или двух, то на выручку приходят маленькие отрезки по 15-20 минут, которые периодически выдаются даже у самого занятого человека. В такой промежуток я делаю какой-то один вид работ, например: чтение текста с подчёркиванием слов в один подход, перевод слов во второй, упражнение к тексту в третий. Вот вам и полноценное часовое занятие.
С более взрослым ребёнком заниматься намного проще, особенно, если он привык к тому, что у мамы всегда под руками тетради, мультики идут на разных языках и она периодически читает вслух что-то непонятное. Тут уже можно позволить себе колупаться в учебниках, читать, писать, прописывать иероглифы и новые алфавиты и всё, что душе угодно.
3) Какой совет ты можешь дать молодым мамам, которые хотят учить языки, но, возможно боятся?
У меня два совета: 1) Не слушайте тех, кто говорит, что сейчас не время для языков, надо подождать, пока ребёнок подрастёт и пойдёт в садик/школу/университет. Это ваше время и ваша жизнь, если язык её украшает и насыщает, то нужно позволить ему быть.
2) Станьте своим другом. Смотрите на то, что вы делаете, как на поступки другого человека. Если бы мой друг сидел полночи и учил слова через силу, что бы я ему сказала? Если бы мой друг искал предлог не садиться за учебник и хватался за любые другие дела, как бы это выглядело? Такой подход снимает большинство вопросов и сомнений плюс повышает навыки рефлексии и саморегуляуции.
Виктория Мумджян
Когда я пришла в LH5 lvl1 летом, моему сыну Алексу было 1,5 года. Я участвовала с испанским, но также я еще учу и преподаю английский. Помимо семейных хлопот и преподавания, я также учусь в университете на факультете иностранных языков. Понятное дело, на очке =) А это всё значит, что свободного времени у меня очень мало.
Как мне удаётся совмещать всё это? Итак, летом на каникулах я, можно сказать, была совсем одна. Бабушки все работали почти без выходных, муж тоже, поэтому занималась испанским я пока Алекс спал. Домашние дела (готовка, стирка, уборка) я делала пока он играл. Во время прогулок я слушала подкасты. Иногда в то время как сынок спал, я занималась с учениками. По вечерам я проверяла их дз и готовилась к последующим занятиям. Примерно каждый день у меня было 90 мин на испанский, в редкие дни чуть больше. Так и прошло всё лето =) очень спокойно, но супер продуктивно — +2 уровня.
С сентября началась практика в школе, потом учёба в универе. Я сейчас на 4 (последнем) курсе, т.е. плюс ко всему ещё прибавилось написание диплома. Времени у меня стало ещё меньше.
Скажу сразу, сейчас ооочень сложно, и если бы не мои мама и свекровь, которые смотрят Алекса пока я в универе, то у меня бы ничего не получилось.
Как же я занимаюсь теперь? О спокойных занятиях дома за столом следует забыть, потому что сейчас я, как правило, занимаюсь в электричке. Очень неудобно, но если очень хочется заниматься, то лучше так, чем никак. Пока я еду, у меня есть примерно 80 мин, но иногда приходится учить что-то по университетским предметам (сейчас у нас очень классные предметы *сарказм* — экономика, экология, естествознание и др.). Дома учить что-то у меня практически нет времени, в основном занимаюсь домашними делами и ребёнком. Часто теперь приходится засиживаться допоздна и заниматься =(( Иногда, если мама дома, то могу что-то сесть поучить, но это не часто.
Также, пару раз занималась испанским на лекциях по экологии и естествознанию:D
С появлением ребёнка я начала ценить своё время. Я только теперь понимаю, КАК МНОГО у меня раньше было времени и я ничего не делала. Самое удивительное — это то, что сейчас я успеваю в сто раз больше, чем раньше =) Так что, молодые мамы, цените своё время и не тратьте его на то, что вам не нужно. Секрет всего этого прост: есть свободная минутка — иди заниматься =)
Мария Панасецкая
1) Как ты решилась идти в LH, зная, что скоро будет малыш? Какой ты учишь язык/языки?
Специально решила присоединиться к LH, когда была беременной в последнем триместре, чтобы уже войти в учебную струю к тому времени, как родится сын. Хотелось, чтобы потом было разнообразие в занятиях – не только уход за малышом. Еще португальский хорошо отвлекал от переживаний, которые, наверное, у всех бывают до первых родов. Числительные, таблица глаголов – и голова занята.
В общем, вышло примерно так, как задумывала. Когда Янь родился, до конца летнего марафона оставался месяц; летний я завершила, хоть и по минимуму. Это был прикольный квест: выкраивать время, чтобы закрыть свой минимум в таблице. Не всегда получалось. Осенью пошла на второй левел, но осенний марафон оборвался у меня на трети где-то: муж уехал в долгую командировку, а я начала помаленьку работать, и как-то в одиночку не осталось сил поддерживать темп.
Сейчас записалась заново на лвл2 в зимний марафон, правда, уже не с португальским хочу пойти, а с китайским (он у меня основной рабочий, но во многом сильно просел с института).
2) Как тебе удаётся ботать с малышом? Есть мамский лайфхак?
Короткие диалоги с аудио по Франку: быстро посмотреть на телефоне текст, наушники – и можно понемножку позаниматься в разное время в разных местах.
3) Твой совет молодым или будущим мамам, которые хотят учить языки, но, возможно, боятся?
Чем меньше времени, тем больше успеваешь (если не за счет сна)), так что, мне кажется, самое время учить языки, пока ребенок маленький. Тут не до прокрастинации!:)
Анастасия Крюкова
Всем привет! Меня зовут Анастасия. В Language Heroes я попала, когда была уже на 7 месяце. Основной язык, который я учила и учу – Нидерландский.
Откровенно говоря, это не из-за любви к Голландии или к бельгийскому шоколаду, я никогда не думала, что когда-нибудь начну его учить, но так сложилось, что мой супруг поданный Нидерландов и, чтобы мы (я и наш Рой) туда смогли приехать насовсем, мне нужно сдавать экзамен MVV. Я решилась идти в LH потому, что мне было интересно чувствовать себя причастной к какой-то закрыто группе людей по интересами. В “вконтакте” я заходила довольно редко, так как ни в каких группах и пабликах не состояла, а связь с друзьями поддерживала через телефон.
Иностранные языки мне были интересны давно, помимо нидерландского в моем багаже есть английский и турецкий, но полиглотом я себя не считаю, и у меня нет цели знать как можно больше языков. Конечно не всегда удаётся ботать с малышом, но я делаю это, когда он спит и у меня пока хорошо получается. В LH я хотела попасть ещё летом, но тогда, к сожалению, набор был закончен и я ждала осень. За лето я успела побывать на курсах в нидерландского в Москве, что ещё больше подогрело мое желание попасть в LH.
О Language Heroes я узнала в вк, там я начала искать материалы по нидерландскому, сначала вышла на сообщество TGPCH и на его хештеги, на разных людей, изучающих языки как и я, и мне стало интересно. Мой совет молодым или будущим мамам, которые хотят учить языки – просто попробуйте, остановиться вы всегда успейте.
Любовь Анатольевна
1) Сколько было твоей малышке, когда ты пришла в поток LH? Какой ты учишь язык/языки?
Всем привет! Я Люба, и я люблю и изучаю испанский язык. С проектом LH у меня своя особенная история Так получилось, что когда я узнала о проекте LH – прошлой осенью – уже стартовал поток. Обидно, что опоздала всего на три дня, чтобы записаться туда, и поэтому твёрдо решила во что бы то ни стало записаться на Зимний поток LH.
Однако, когда решила записаться на него еще и думать не могла, что совсем скоро моя жизнь изменится кардинальным образом. Заканчивала lvl 1 в Зимнем потоке я уже на 6-ом месяце беременности. Вдохновленная результатами первого уровня, мечтала о продолжении, конечно же, и о других языках тоже, поскольку оценила по достоинству самостоятельный подход к изучению языков под наблюдением кураторов и в окружении единомышленников, но «по техническим причинам» просто не смогла продолжить ни весной, ни летом. НО! Даже среди всей радостной и приятной и ответственной суеты по поводу рождения ребёнка я знала, что точно пойду в Осенний поток, дабы продолжить изучать любимый испанский язык.
Так, на начало старта Осеннего потока моей малышке было всего 2 месяца и 1 неделя. Что ж, удалось мне продержаться всего три недели в марафоне. Дальше совмещать начинающее материнство и изучение чего-бы то ни было мне не удалось в силу смертельной усталости, неопытности (Соня – мой первый ребёнок) и катастрофической нехваткой времени. Однако, мысли о любимом испанском языке и добавке двух других языков – русского жестового и финского – не давали мне покоя. Да и по сию пору не дают, откровенно говоря.
2) Как тебе удаётся ботать с малышкой?
Пока что никак, но я никогда не сдавалась и не сдаюсь! J В данный период я отлично понимаю, что заняться серьезно и вдумчиво (как я люблю) у меня не слишком получится, поэтому стараюсь не терять нить, связующую меня и язык: мой уровень позволяет мне переписываться с носителями на бытовом уровне – активно использую возможность, чтобы написать хотя бы пару строк и рассказать/расспросить как прошел день у собеседников. Это помогает удержать самые базовые навыки в языке – это уже как дышать – расспросить как дела, как прошли выходные, поход в кино, или совет что и как приготовить на ужин – банальные вещи, казалось бы, но очень выручают и помогают оставаться в тонусе J.
Также во время кратковременного сна малышки днем периодически открываю книгу – хоть пару страниц, но прочесть, по возможности посмотреть кусочек сериала без субтитров, либо просто National Geographic на испанском в смартфоне. Буквально сегодня осенило, что нужно включить радио – как я могла про это забыть!? Пусть я не все понимаю, но ушам нужна нагрузка в виде живой речи людей, а не игры актёров, как это происходит посредством просмотра сериалов. Пока что вот так, но я выжидаю время, когда моя маленькая принцесса слезет с рук и научится хоть ненадолго занимать сама себя игрой. Говорят, это в 8-9 месяцев уже реально.
3) Твой совет молодым или будущим мамам, которые хотят учить языки, но, возможно, боятся?
Жизненные ситуации, уровень языка и цели у всех разные. Советовать что-то конкретное, пожалуй, не так просто. Однако, исходя из своего опыта – могу сказать следующее.
Во-первых, необходимо успокоиться. Как бы ни звучало это странно, но это так. Я слишком много эмоциональных сил потратила на то, что переживала, что не успеваю, не могу сделать «вообще ничего», что время идет, а «воз и ныне там» даже тогда, когда, вроде бы, появляется минута покоя. Получалось так, что я начинала метаться между тем, что мне надо что-то сделать по языку и домашними делами, или просто посидеть и побыть наедине с собой, а вместо этого я тратила время на мысли и панику насчет того, что мне надо-надо-надо. В итоге – не делалось вообще ничего. Поэтому я успокоилась на счет того, что не все в моих силах и порой нужно просто остановиться, дать себе время и позволить себе просто быть, если того требует здравый смысл, а не загонять себя в угол.
Во-вторых, хорошенько рассчитать свои силы. Ключевое слово – хорошенько. То есть примерно понять, какое время в день или в неделю вы готовы тратить на язык. Поделите на 2. Не секрет, что если ребеночек недавно родился – нет ни режима, ни какого-то мало-мальского понятия, когда у вас появится хоть полчаса свободных, которых можно спокойно посвятить именно учебе. Это факт и с этим бороться бесполезно, нужно просто принять.
В-третьих, делать что-то одно, но важное конкретно для вас. Не нужно строить многослойных планов, как я, к примеру: у меня было в планах «обязательно» пройти серию подкастов, прочитать «эти 2 книги» – одну адаптированную, вторую нет, записывать аудио чтения вслух каждый день (ага-ага), видео раз в неделю, разбор 1 видео в неделю и плюс задания марафона – все параллельно, а не по порядку. Как программу-минимум я бы взяла задания марафона (их там хватает так-то, особенно, если язык с нуля) , как программу максимум – прочесть книгу, или выучить n-е количество слов, или записать n-е количество видео. Если что-то удастся сверх запланированного – это будет словно бальзам на душу.
Ну, и, в-четвертых, ни в коем случае не винить и не ругать себя, если «что-то пошло не так». Вы мама, в конце концов, имеете право, и даже обязаны, больше отдыхать и быть, прежде всего, в гармонии с собой. Ведь в данный момент вы и так заняты крайне важным делом – ухаживаете, холите, лелеете и воспитываете нового человека, так пусть изучение языка станет вашей маленькой отдушиной от бытовых будней, а не обязаловкой или испытанием на прочность. Ребёночек подрастёт быстро и ваши руки будут все больше и больше развязываться – сужу по своему опыту. Осенний поток 2016 закончился, я его не смогла довершить до конца, к моему большому сожалению, с одной стороны, а с другой стороны, мне удалось сделать выводы о том, где я ошибалась и что буду делать в следующий раз. Моей малышке уже 5 месяцев, и у меня с каждой неделей все больше времени на то, чтобы понемногу снова браться за обучение. Более серьезное, чем сериалы или радио ;-)
Аня Чуркина
Софе было 6 месяцев когда начался мой первый поток в LH. Я начала учить испанский с 0 и все три потока его совершенствую. Также, пытаюсь вывести свой английский на C1-C2, только вне марафона. Недавно стала преподавать английский в частной школе 2 раза в неделю пока дочка с бабушкой (сейчас ей 1,6 года). В садик, если получится, не отдам, если нет, то только на полдня.
В первом потоке я ботала в первый дневной сон 1,5 часа и иногда во второй 30-40 мин. Были дни когда днем я спала вместе с ней и тогда училась я во время кормления грудью или пока она ползала в своих игрушках. Там 10 минут, тут 15 минут, так и набирались время для таблички. Но самые продуктивные минуты это, конечно, дневной сон, т.к. ночью я всегда ложусь вместе с ней, ибо спать охота!!!
Бабушки и дедушки живут далеко, муж работает вахтами. Чаще всего мы с дочкой вдвоем. Если высплюсь ночью, то днем беру учебник, читаю книги пока Софа спит. В основном, меня хватает только на задания недели. Но на завтрак у нас всегда испанский сериальчик или английское видео с ютуба. Зарядку делаем исключительно под Шакиру и Иглесиаса. Когда бабушка гостит у нас или папа дома, я занимаюсь более системно, разбираюсь с темами, которые мне не понятны, чаще открываю учебник.
Думаю, многие мамы переживают, что, изучая иностранный язык, могут обделить вниманием своих малышей или, наоборот, не представляют когда успевать заниматься. В течение дня, я часто предоставляю Софу самой себе, а сама потихоньку делаю свои дела. Считаю, что главное во всем -баланс! Уверена, что найти время на изучение языков может каждый, даже самая занятая мама, ведь я знакома с реальными примерами! И ребенку будет полезно учиться быть самостоятельным хотя бы 15 минут в день и мама станет немножко счастливее, открывая для себя новые горизонты.
Надежда Оркестрик
Язык, с которым я пришла в первый для меня марафон – испанский, в следующем марафоне был иврит. Моей доче на тот момент было десять месяцев. В садик она пока не ходит, но очень помогают муж и наши мамы, так что жаловаться мне грех :)
Когда я учусь? Когда она спит, когда еду на работу/с работы, иногда пока она играет рядом. Совсем идеальный вариант – когда кто-то из близких находится с ней и я могу гораздо больше внимания уделить учёбе. Я люблю языки, и хотя занимаюсь ими далеко не в полную силу, это даёт мне очень большой ресурс. Для меня чрезвычайно важно ощущение, что есть время, которое я трачу лично на себя и на то, что мне нравится и доставляет удовольствие. Когда я учила испанский и давала уроки во время беременности, меня заранее охватывал страх: как же я смогу продолжать свои занятия, когда буду сидеть с малышкой? На практике оказалось, что пока она была совсем маленькой, я могла параллельно кормить её и проводить урок по скайпу или читать слова. Когда она подросла немного и начала гулять, я как раз занималась по онлайн-учебнику, в котором раз по десять слушала каждую новую фразу или слово, одно выражение мне особенно понравилось интонацией (“¿Ah, sí?”), мы с мужем говорили его друг другу шутки ради довольно часто, в конце концов услышали, что малышка явно пытается повторить интонацию :) Теперь, кстати, то же самое происходит, когда я провожу уроки с учениками – трудные слова и словосочетания повторяю с ними по несколько раз, разбивая на кусочки, а в соседней комнате дочь пытается то же самое сказать на свой лад :) Сейчас ради хоть какого-то инпута включаю в приложении на телефоне любимые радиостанции на иврите и испанском, дочь прекрасно слушает вместе со мной, подтанцовывает, если ей нравится песня, например. Чтобы познакомить её с английским, включаю «Свинку Пеппу», заодно сама слушаю :) Если она со мной, когда я провожу урок, говорю с ней на том языке, который нужен ученику.
В общем, на мой взгляд, вполне возможно заниматься языком, находясь большую часть времени с маленьким ребёнком (многое, разумеется, зависит от того, есть ли какая-то помощь от близких). Конечно, уделять языку несколько часов без перерыва каждый день в такой ситуации получится навряд ли, но можно дарить самой себе маленькие языковые подарочки в течение дня, давать мозгам пищу и чувствовать удовлетворение от того, что находишь время для себя. Побочный эффект – ребёнок тоже сможет познакомиться с разными языками и, возможно, заинтересуется ими :)
Катя Нешатаева
Ане было около года, когда я начала учить ирландский. Мой первый марафон начался, когда Анюте был год и два месяца. Сейчас позади уже два потока, и я добавила датский в качестве второго языка.
Во-первых, я использую любую свободную минутку, чтобы позаниматься, так удается наскрести от часа занятий в день. Во-вторых, пристально слежу за собственным душевным равновесием в контексте ботвы: отдыхаю, когда устала, не насилую себя занятиями, когда не хочется, делаю именно те задания, которые нравятся и т.д. Не ненавижу ребенка, когда он просыпается в 30-й раз за вечер, а у меня идет урок с носителем.
О, у ботвы, как оказалось, масса пользы по сравнению с её отсутствием! Во-первых, из неё через некоторое время вырастет вполне ощущаемый результат, и это будет ваш личный результат, а не достижение ребенка и не что-то эфемерное типа вымытого пола, который через 15 минут будет снова грязным. Во-вторых, грамотно и позитивно поставив перед собой цель, вы начнете подтягивать к ней ресурсы, организовывать своё время и всячески мобилизовываться. А вам кажется, что вы этого не умеете – в Language Heroes вас еще и научат! В-третьих, ботва – это ваш маленький кусочек личного пространства. По мере овладевания языком он будет потихоньку разрастаться, и мамский день сурка потихоньку начнет отступать. Пробуйте, ничего не бойтесь! Желаю вам удачи!
Анна Есина
Моим двойняшкам еще не было двух, старшему еще не исполнилось 5 когда я пришла в LH. Я учу французский, итальянский, португальский, китайский, совершенствую английский. Не все из них я учу или практикую каждый день, иногда бывают приличные перерывы, но это те языки, которые я не планирую никогда бросать насовсем, и они мне будут всегда интересны, смею надеяться))) Китайский пока со мной в виде экзотического хобби или десерта. Я купила книги Chineasy. Старший удивил меня, когда нарисовал пару иероглифов пальцем на стекле автобуса, когда мы с ним ехали куда-то. И не только нарисовал , но и произнёс и сказал, что они означают. Я была удивлена, потому что мы рассматриваем эту книжку, просто как книжку с картинками, естественно ничего не уча специально)))
С детьми начинается абсолютно другая жизнь, всё по-другому, и отпуск с детьми совершенно другой и учёба в том числе. Но и то и другое может быть прекрасным. Когда дети совсем маленькие возможностей даже больше. Когда я еще не знала о существовании мемрайза, я гуляла с коляской летом, перед собой положив листок со списком слов. Самый простой способ: слово, рядом его перевод. За прогулку слов 10-15 точно запоминалось. Ну и подкасты наше всё. Можно переслушать тонну информации пока готовишь, убираешь квартиру (не с пылесосомJ) сортируешь бельё для стирки, помогаешь разбирать игрушки. Главное потом проработать хотя бы частично, то, что было прослушано днём. Если дети хорошо спят, то можно их, уложив добраться, наконец, до учебника, что, по-моему мнению является самым действенным способом изучения. У меня не всегда получалось, но я знаю, есть люди очень упорные.
Когда дети чуть-чуть подрастают становиться чуть меньше времени, потому что надо активно общаться с ними, заниматься их развитием, они требуют общения постоянно. Днём не включишь уже сериал на изучаемом языке фоном. Если какое-то видео и включала, то это английские мультики. Но сейчас уже мой старший сын смотрит довольно сложные мультфильмы, даже я аудирование в английском могу прокачать дополнительно.
А когда дети ещё чуть-чуть подрастают, они уже любят играть сами, у них свои «взрослые» игры и у мамы может опять появится время на учёбу. На начальном этапе изучения нового языка, я закачивала много детских песен. В таких песнях очень простая лексика ( «светит солнце», «идёт дождь», «почистим зубки» и т.п.) лексика, которая как раз для новичка. По-моему это очень обогащает общее развитие детей также. Например, мои трехлетние дети с удовольствием слушают простые португальские и итальянские песни для детей, я уже молчу про английские. Они пытаются даже повторять и напевать что-то, Я сознательно учу их только английскому, поэтому у них в голове ничего не путается.
Я в своё время думала заниматься с детьми по системе Домана, и у меня дома просто сотни карточек с картинками и названиями разных животных, птиц, деревьев, предметов мебели, музыкальных инструментов и т.п. Я очень быстро отошла от классического быстрого показывания карточек и просто рассматривала их вместе с детьми, на обратной стороне часто написана информация про то, что нарисовано. На английском я тренировала перевод с листа без подготовки, иногда упрощая слишком заумные фразы. Но даже если вы сами еще изучаете только английский и хотите одновременно учить детей (при условии, что произношение неплохое), тоже может подойти этот способ, надо лишь предварительно перевести и написать перевод на обратной стороне или на листке бумаги. Для себя я также подписала их на других языках. Играя с детьми, заодно, вспоминая названия на французском или итальянском.
Напоследок, хочу сказать, что точно не надо бояться изучать язык, если у вас есть маленькие дети. Я безмерно счастлива, что не побоялась начать китайский, хотя всерьёз думала отложить его до пенсии. Да, пока это только маленькие шажки, и я знаю, что скоро времени станет больше по мере взросления детей. Но это такая отдушина, то, что греет сердце и заставляет уже сейчас чувствовать себя тем, кем ты являешься на самом деле. Нельзя забывать о себе, если изучение языка делает вас счастливыми, а меня точно делает, то надо обязательно отбросить страхи и предрассудки и наслаждаться процессом.
Галя Ляпун
Лучшая фраза для моей философии воспитания детей первых лет жизни – mom is happy – everyone is happy. Невозможно позаботиться о ком-то, если ты сам как невыспавшаяся лошадь. Поэтому я считаю, что каждая мама имеет право на любимое занятие. Кто-то отрывается на сериалах, вязании или выпечке, а я отдыхаю, занимаясь иностранными языками. Причём чем больше дел на меня наваливается, тем больше занимаюсь, наверное, так срабатывают защитные функции организма. Language Heroes ворвались в мою жизнь когда старшему было три года и мы переехали в новый дом. В садик он тогда не ходил, надо было заниматься ремонтом, а ещё иногда работать. Но на испанский время нашлось и те самые 12 недель лета я занималась очень продуктивно. Потом были ещё марафоны с переменным успехом, языками я не прекращаю заниматься, но что интересно – второй всплеск продуктивности пришёлся на первые месяцы жизни младшей дочки.
Грудной ребёнок – это огромное количество времени на языки, если вы ещё об этом не знаете. Это золотой период когда ребенок спит долго, а маму оставляют отдыхать. Примерно 7 кормлений в сутки (отнимаем 2 ночных), итого 5 умножаем минимум на 15 минут – это уже час времени для любого вида языковой деятельности. Можно читать, писать (ну не очень удобно конечно, но заметки в телефон очень даже), слушать. Можно даже говорить с кем-то (в скайпе с носителем, наверное, желательно, без видео))) Плюс время сна – я пыталась посчитать, но сбилась, ну ещё часов 5 как минимум.
Годовалый или четырёхлетний ребёнок – это уже полная занятость и время получится урвать только если:
a) он спит днём (и не дай боже использовать этих драгоценных полтора часа на бытовуху! Уборку, стирку и всё остальное можно сделать вместе с ребёнком)
б) он достаточно independent player и не требует вашего внимания каждую секунду.
Так что договаривайтесь со своими детками, учите их играть самостоятельно и делайте то, что нравится. После того, как выспитесь, естественно :)
И ещё. Это не сработает, если вы будете думать: нечего в декрете время терять, можно какой-нибудь язык выучить. Если это напрягает и иностранные языки для вас не отдых, тогда выбирайте что-то другое. Время всегда находится на то, что хочется и если вам не хочется по-настоящему, то не надо добавлять больше стресса в свою и так многозадачную жизнь мамы.
Катерина Забило
Привет! Меня зовут Катя и языки стали моим хобби именно в декрете. Почему хобби? Потому что у меня есть другая замечательная профессия – я дизайнер. И знание трех-четырех иностранных вряд ли когда-нибудь отразится на моей карьере или вообще сильно пригодится в моей профессиональной или личной жизни. Так что у меня это чисто “по любви”)
С чего всё началось? Моему сыну было где-то три месяца, когда я поймала себя на том, что во время его кормления (а оно продолжалось каждый раз, надо отметить, минут по 40) я смотрю “Каникулы в Мексике” и мне это интересно! Я сильно испугалась за состояние моего мозга и выдернула нафиг из телевизора антенну. Больше телевидение я не смотрю))) Тогда я закачала себе на жесткий диск кучу фильмов про природу и других обучающих передач. Среди них был выпуск “Полиглота” Петрова – так начался мой “роман с итальянским”. Длился он около 1,5 лет, был очень неспешным и не самым удачным, надо признаться (хотя несложные итальянские тексты я до сих пор могу понять). Потом мы с семьей собрались на отдых в Испанию и я подумала: у меня есть полгода, почему бы не познакомиться с испанским? Испанский пошёл как по маслу! Но совершенно вытеснил итальянский (оказалось, это очень большая ошибка – начинать изучать очень похожий язык, если предыдущий ты не довела хотя бы до твёрдого В2) Занималась я сама по материалам, которые находила Вконтакте и при помощи Duolingo и Livemocha – ну что нашла сама, по тому и занималась))). А ещё я делала схемы по грамматике и, так как делать это для одной себя мне было бы лень, я списывалась с девочками, которые вели свои языковые паблики Вконтакте – они проверяли мою работу, помогали с материалами, а потом размещали мои схемы в своих группах. Отлично работало!
А потом я нашла LH! И это было то, чего мне так не хватало: отличная компания, упорядоченный подход к изучению и советы “бывалых”. С испанским я “пробежала” два марафона и за те 6 месяцев сделала больше, чем за 1,5 года самостоятельного обучения. А ещё, вписавшись в “Speak in a week” в январе прошлого года, я “попробовала” французский, а в рамках “Языки России” – украинский … теперь я учу и их))) и что-то мне подсказывает, что на этом я не остановлюсь! Надо же когда-нибудь вернуться к итальянскому, а ещё корейский такой интересный и болгарский так здорово звучит, а кроме украинских у меня ещё есть польские и латышские корни!
Когда я находила время в декрете? На самом деле декрет – это самое лучшее время для изучения языков!))) Немного привыкнув к роли мамы, у вас уже появляются привычные схемы действий. По сути, какой-либо действительно интеллектуальной деятельности, пока ваш малыш ещё совсем маленький, роль мамы не требует, и мозг “свободен” для чего-то нового и интересного. Благо, с развитием технологий, у нас теперь есть куча возможностей. Когда я гуляла с коляской – слушала подкасты и аудиокурсы, во время кормления или готовки – смотрела с планшета видеоуроки с ютуба, когда мелкий спал – могла заниматься по учебникам, делать какие-то упражнения. Во время изучения испанского мне повезло найти друга из Чили, с ним мы постоянно переписывались в whatsapp.
Сейчас моему сыну уже 5 и он ходит в сад, а я подрабатываю из дома. Но перестать изучать языки я, видимо, уже не смогу. Если работы не очень много – занимаюсь в своё удовольствие днём, стараюсь читать книги на иностранном, пока жду сына с секции, когда еду в машине – слушаю подкасты. Моя лента в ВК настроена в основном на языковые паблики – во время её пролистывания тоже удаётся найти что-то интересное. Короче, языки прочно вписались в мою жизнь и приносят мне сплошное удовольствие!)
Любовь Белова
Я вступила в ряды отважных Language heroes в июне 2016, когда моему малышу Светославу был год и месяц. Чтобы ознаменовать это важное событие маминой жизни, он быстренько перешёл на один дневной сон. К тому же как раз в это время мы переехали на лето жить на дачу, а это отсутствие многих благ цивилизации, постоянно поспевают какие-то ягоды, которые нужно перерабатывать, начинаются сезоны огурцов-перцев-грибов (консервацией в семье занимаюсь только я одна).
Но ведь Женя писала что-то про «самое лучшее лето в жизни»… Немного подумав (ну как немного, я почти год хотела и не решалась), я попробовала, и меня засосало. Я вплотную занялась испанским – моей огромной любовью. Цель была серьёзная – выйти на качественно новый уровень для последующей работы с языком. Спустя полгода я близка к своей цели.
Вообще, справедливости ради, стоит отметить, что с рождением Светослава я почти не переставала работать – фрилансерам декретные не платят. Но неоценимую поддержку мне оказывает моя мама – она приходит играть/гулять с ребёнком на несколько часов в день 3-4 раза в неделю, чтобы я могла поработать (я не имею морального права использовать это время для занятий, если какие-то дела не закончены!). Как побочный эффект, с LH я научилась использовать это время, каждую минуту, рационально.
Занимаюсь я почти ежедневно – выкраиваю время в дневной сон, ночами, разумеется, когда все первоочерёдные домашние и рабочие дела выполнены. Иногда муж предлагает мне пойти почитать полчаса, а сам придумывает ребёнку какое-нибудь интересное занятие.
Знаете, это не так уж сложно – было бы желание. Светослав меня не балует крепким сном и ранними засыпаниями. Раньше 23 он вообще не ложится, но и просыпается не очень рано по утрам.
Группа Language Heroes вдохновляла меня ещё во времена пассивного наблюдения из кустов. Я бежала на прогулку, чтобы почитать учебники или посмотреть вебинар, пока ребёнок спит в колясочке. Сейчас мне, конечно, жаль упущенных возможностей – когда-то мой малыш спал 3 раза в день, а ведь я, кажется, не могла найти и минуты свободного времени! О, как я ошибалась!
В любом случае, считаю, что начинать уместно всегда, вне зависимости от возраста ребёнка и обстоятельств. Если есть желание заниматься, то всё обязательно получится! Моя задача минимум на следующий год – научиться совмещать активное изучение нескольких языков.
Вписаться в LH можно вот тут!
Промо-код для мам lhmama