Существует много классификаций стилей обучения. Кто не слышал про визуалов/аудиалов/кинестетиков? Но это далеко не все. Учащихся делят на:
- интровертов и экстравертов, что важно, ведь иностранный язык – это коммуникация. (Это отдельная тема для разговора, поэтому читайте также Иностранные языки для интровертов);
- визуалистов и вербалистов – подобно мужчинам и женщинам, первые учатся глазами, а вторые – ушами;
- шагоходов и глобалистов. Первые предпочитают двигаться шаг за шагом, постепенно, когда каждый последующий шаг логически вытекает из предыдущих. Глобалисты предпочитают учиться, двигаясь прыжками, воспринимая материал по большей части случайными порциями, чтобы потом «вдруг осознать его».
Шагоходы находят решение, двигаясь по логической цепочке; глобалисты могут решить комплексную проблему очень быстро, или найти совершенно новый подход к решению, в виде некоторой большой картины. В иностранных языках у глобалистов бывают конкретные “прорывы”, когда материал, которой аккумулировался, вдруг, наконец, усваивается и выдается.
В одном из исследований было перечислено более 70 способов различных стилей обучения, упомянутых в литературе!
Стили познания
В этой статье речь пойдет об одной из многих классификаций, которую используют и для приема на работу, и для определения стиля обучения. Занимались этой моделью ученые Колб, Питер Хани и Алан Мамфорд. В основе классификации – стили познания, например:
- Вы слышите незнакомый язык в песне. Это конкретный опыт
- Вы слушаете аудиозаписи, читаете тексты на незнакомом языке. Это рефлективное наблюдение
- Вы находите закономерности, разбираетесь, как устроен язык, с помощью грамматики. Это абстрактная концептуализация
- Вы применяете язык, например, говоря на нем. Это активное экспериментирование.
Хотя в изучении языка чаще всего проходят все четыре стадии, у людей есть склонности к определённой связке стилей получения и обработки информации. На этом основании и выделяют четыре стиля обучения.
Если ближе к делу, то для того, чтобы определить ваш стиль познания (обучения), надо пройти тест из 80 вопросов.
Возможны четыре стиля познания – дивергентный, ассимилирующий, конвергентный или аккомодационный. Каждому соответствует тип ученика – активист, мыслитель, теоретик, прагматик.
Тест покороче :)
Есть и более короткий тест. Представьте, что вам необходимо выбрать новый DVD-проигрыватель. Как вы будете это делать?
- Активист. Особенно не станете беспокоиться: купите проигрыватель и отправитесь домой. Вы быстро разберетесь, как он работает. У вас не будет времени изучать руководство к нему: оно слишком сложно написано.
- Мыслитель. Перед тем, как купить, будете настаивать на том, чтобы продавец вам все продемонстрировал, а потом дал вам самому все попробовать. Когда вы будете подключать и настраивать проигрывать у себя дома, руководство пользователя будет у вас под рукой.
- Теоретик. Перед тем, как включить проигрыватель, вы первым делом откроете инструкцию с надписью “сначала ознакомьтесь с этим” и внимательно ее изучите.
- Прагматик. Вам сразу станет ясно, что между этой моделью и ее предшественниками есть много общего. Теперь вы сосредоточите внимание на новых функциях и элементах, попытаетесь понять, как они работают, поэкспериментируете с ними. Позже вы прочтете инструкцию, чтобы проверить, все ли вы делали правильно.
Стили обучения касаются не только обучения в рамках занятий, но и особенностей поведения человека при решении тех или иных задач. Тот, кто владеет в одинаковой мере всеми четырьмя стилями и умеет использовать каждый из них в соответствии с ситуацией, обладает колоссальными преимуществами перед другими людьми. Однако на практике такая гармония стилей встречается редко.
Ботаны в Language Heroes (настоящая научная классификация :)))
Немного адаптировав характеристики каждого стиля под реалии нашего теплого Language Heroes community, вот какие портреты языковых героев получились:
1. Активист, или Расчеши манту!
Вы беретесь за новые языки достаточно часто. Новая движуха по португальскому или Большой Исландский Движ – конечно же, вы в деле! Вы общительны, открыты, любите шутки. Именно поэтому большинство мемов в Language Heroes делают именно активисты.
Участвуете во многих челленджах, но не всегда доводите их до конца.
Вы рады всему новому, а поэтому часто отвлекаетесь на новые приложения, сайты, игры для изучения языка вместо того, чтобы просто ботать.
В книжном магазине, повинуясь сиюминутным порывам, вы запросто можете купить самоучитель по суахили или художественные книги на языках, которые еще не выучили.
Скорее всего, вы экстраверт и любите разговорные клубы, занятия в группе. В Марафон Language Heroes вы пришли, прежде всего, за компанией единомышленников, потому что учить язык самому не интересно.
Кропотливое выписывание слов не для вас, вы предпочитаете закрепить новые слова в разговоре с носителем. Упражнения вы делаете через «не хочу» или в рамках каких-то челленджей. Таким челленджем могут стать и скучные пары на инязе. Вам скучно наедине с грамматическими правилами. Еще вы считаете, что активные навыки важнее пассивных.
2. Мыслитель, или Книжный червь
В отличие от активиста, вам никогда не приходилось быстро выбирать иностранный язык. Вдумчиво и осмотрительно вы анализируете все за и против, прежде чем взяться за новый язык. Одна из причин этого – вы редко бросаете свои языки.
Вы тщательно взвешиваете свои ответы в упражнениях, поэтому никогда не пишете ручкой в книгах.
Вам легче подготовить доклад или написать эссе по теме, чем обсудить ее с носителем. Скорей всего, вы интроверт. Поэтому с носителями немногословны и осторожны. Но если это все-таки случилось и вы смотрите запись своего разговора, то у вас возникает «эффект лестницы» – вы четко знаете что надо было сказать.
Пассивные навыки – чтение, аудирование вам даются легче, чем активные.
Вы можете заниматься сразу по нескольким учебникам одновременно, чтобы получать информацию из нескольких источников для полноты картины. Вам нравится несколько версий объяснения одной и той же грамматической темы.
Если вы учились в инязе, то вам нравились теоретические дисциплины – теорфонетика, теорграмматика и история языка.
Вам не нравятся дедлайны, и вы с большей радостью участвуете в челленджах с не самыми жесткими правилами, например, читальном клубе Гарри Поттера, где отчеты необязательны, а чтение одной книги растянуто на полгода. Вы любите придумывать себе задания и не зависите от четких инструкций учебника. При этом проходить один учебник можете достаточно долго, вдумчиво анализируя материал.
3. Теоретик, или Ботан
Вы любите учиться по жизни, и языки – это лишь часть того, что вы изучаете. Возможно, вы преподаватель или как-то связаны с наукой. Вы получаете удовольствие от процесса и очень уютно чувствуете себя в роли студента. Если вы уже не в том возрасте, то “вечный студент” – это о вас.
Вы ставите четкие цели в изучении языка, вы знаете, сколько часов вам осталось до определенного уровня. Вы в курсе, какие навыки у вас развиты слабо, а какие сильно.
Вы обожаете mind maps. Проходя лексику по теме путешествия, вы обязательно составите несколько списков с плюсами и минусами того или иного способа. Классификации – это ваш конек.
Нежные чувства вы питаете к грамматике, бесконечно можете составлять таблички по ней.
Все слова вы изучаете в контексте, вам нравится смотреть примеры употребления слов и таблицы сочетаемости слов.
Если вы изучаете несколько иностранных языков, то постоянно сравниваете их между собой. Компаративная лингвистика обязательно вам бы понравилась.
4. Прагматик, или Путешественник
Язык для вас, прежде всего, – это инструмент. Вы относитесь к нему как к ключу, который открывает много полезных дверей.
Возможно, тайный мотив изучения языков – это любовь к путешествиям.
Вы не понимаете теоретические дисциплины, Вам не нужно знать 20 синонимов глагола «болтать» если вы знаете перевод. Вам не обязательно углубляться в диалекты и особенности произношения испанского Латинской Америки, если вы не собираетесь туда ехать.
Вам нравится угадывать язык в игре и угадывать язык людей-иностранцев в путешествиях.
Вы любите эксперименты, поэтому, скорее всего, вы участвовали в Speak in a week, чтобы попробовать новый язык. Вам нравится проверять разные методики работы на себе. Возможно, вы экспериментировали с разными способами запоминания иностранных слов. Если вы утверждаете, что вам нравятся коммуникативные учебники, то это не потому, что вы следуете моде, а потому, что вы попробовали и выбрали. Вам нравится учиться с преподавателями или самостоятельно, если вы чувствуете себя достаточно компетентно. Вам нужны четкие инструкции, указания, поэтому вы ставите ясные цели. Сложнее всего вам быть на плато, потому что не видеть продвижения и результатов для вас – ад.
Идея стилей обучения хороша тем, что позволяет учесть свои индивидуальные способности при самостоятельном изучении. Учитесь учиться, познавайте себя и свои возможности и, конечно же, приходите к нам в Марафон!
Автор статьи: Галина Ляпун, блог Галины – Bla-bla-blague. Французский язык в шутку.