С изучением языка примерно так же, как и со сбрасыванием лишнего веса:
вначале все идет очень легко – нужно скорректировать питание, начать заниматься спортом, и килограммы начнут таять на глазах.
Так же и в языке – поначалу голова еще не забита большим объемом информации, мозг успевает ее обрабатывать, поэтому результат появляется быстро.
Но потом цифра на весах встает, и что бы ты ни делал(а) – ни-чер-та.
Это называется “эффект плато” – когда ты совершаешь вроде бы те же самые действия и прикладываешь столько же усилий, а результата больше нет – хоть ты тресни.
Эффект плато в изучении языков возникает где-то ближе к уровню Intermediate, когда ты уже освоил минимальную необходимую базу, но еще далек до того, чтобы назваться fluent или advanced.
И лишь немногие в конечном итоге достигают этих вершин. Большинство довольствуется уровнем середнячков, либо же вообще бросает учить язык.
В итоге, Википедия сообщает, что у нас в стране всего 6 с небольшим процентов говорят по-английски! (Это чуть лучше, чем Свазиленде и и Гамбии, но хуже, чем в Уганде.) Не думаю, что с другими языками статистика внушает больше оптимизма.
И если при похудении стратегией будет изменить количество тренировок и интенсивность нагрузки, то что же делать с языком?
Ведь совершенно не хочется потратить несколько лет своей жизни на то, в чем в конечном итоге ты не добьешься никаких существенных результатов, nicht wahr?
Save your Language muse
Итак, эффект плато в изучении языка – это состояние, при котором ты чувствуешь: “не важно, сколько часов в день я занимаюсь, никаких ощутимых сдвигов в лучшую сторону больше нет!”
Ты как не понимал, так и не понимаешь носителей; как не умел писать связные тексты на языке, ограничиваясь лишь чтением и восприятием, так и не умеешь; как боялся начать говорить с живым человеком, полагая, что еще не достаточно хорош, так и боишься, ______________ (вставьте свою проблему). И складывается ощущение, что ты застрял в этом периоде навеки. Естественно, такой настрой запросто убьет остатки вдохновения заниматься языком.
Почему возникает “Плато”?
Причина №1 – вы сравниваете свой текущий уровень с уровнем, когда вы ничего не знали, и подспудно ожидаете, что прогресс в изучении языков всегда будет происходить с одинаковой скоростью.
Вы ждете, что прогресс в изучении языка выглядит вот так:
Ох, если бы:) – реальную схему см. дальше.
Причина №2 – рутина. Вы используете одни и те же методы, одни и те же ресурсы и учебники, но они больше не работают, а вы это не успели осознать. То, что было exciting в самом начале и приносило ощутимый результат, теперь не приносит толка. Становится скучно и уныло. Появляется желание на все забить и бросить.
Причина №3 – Уровень “так сойдет” (кстати, в некоторых языках я сама вполне осознанно остановилась на этом уровне, отказавшись от серьезной работы по ним в пользу других).
На этом уровне вы уже что-то можете сказать, написать и понять. Вы не пропадете в стране, где говорят на этом языке. Вы уже выучили те самые 400 слов, знания которых хватит, чтобы понять 80% ежедневной речи. Но вот работать с этим языком или вести беседы на интересные вам темы не выйдет, словарный запас оказывается примитивным, да и грамматики тоже не хватает, чтобы выразить все оттенки. При этом наш дорогой мозг, достигнув этого уровня, переходит в режим энергосбережения, и оказывается, что вам совершенно не хочется напрягаться и прилагать усилия. Уровень “Так сойдет” – самый опасный в плане риска бросить учить язык, потому что он про оправдание собственной лени :)
И знаете, в чем самая главная фишка уровня плато? Вам кажется, что у вас нет никакого прогресса, а он на самом деле есть.
Просто прогресс в изучении языка выглядит вот так:
Инструкция для начинающих: начните и продолжайте
В книге Mastery (автор George Leonard) приводится очень интересная классификация начинающих, которые никогда не достигнут мастерства в том, что они делают. На ее основе можно выделить три типа учащихся, которым не прыгнуть выше Intermediate.
Тип 1 – Dabbler (Дилетант) – человек, который пробует разные методики, тестирует и экспериментирует, достигает некоторых успехов, потом натыкается на плато, ему становится скучно, и он на все забивает. После этого он пробует что-то новенькое.
Тип 2 – Obsessive (я бы перевела это как “маньяк“) – этот человек ориентирован на результат и прет как танк. Но когда он попадает на плато, он бросает, потому что для него нет ничего хуже, чем отсутствие линейного прогресса и ощутимого результата.
Тип 3 – Hacker – Хакер доволен тем уровнем, который у него есть сейчас. Обычно это уровень “и так сойдет”. Как только он попадает на него, он прекращает занятия.
А каким же нужно быть, чтобы выучить язык круто? (и не только язык; каким нужно быть, чтобы стать крутым в тем, что ты делаешь?)
По версии Джорджа Леонарда, с которой тяжело не согласиться, нужно (ох, как это все пафосно звучит, но пусть будет так) “разбудить в себе” Мастера :)
Мастерство – это путешествие, это процесс.
Это когда то, что раньше было сложным, становится простым. Это практика ради практики. Это осознанная практика (о ней я писала в статье про интровертов).
Мастерство – это про любовь к вашему языку.
Ладно, это все лирика, а что же делать конкретно мне с моим языком, чтобы из плато Intermediate-таки переехать на плато Advanced?
Об этом читайте в следующей статье!
ХО :)