Английский Экзамены Язык с детьми

ЕГЭ по английскому: срочно учим язык к 2020 году

До апробации ЕГЭ по английскому языку как обязательного – рукой подать, и в преддверии многообещающего 2022, на волне страха, и вовсе непонятно, что делать и куда бежать. Одни родители свято верят, что языки никак не пригодятся, и уповают на то, что обязательного экзамена не будет. Другие впихивают в утрамбованное расписание детей ещё и язык-другой – лишними не будут.

Между тем, будущее из фантастических некогда фильмов, – с миром, который прижался к нашей ладони, внимает голосу и прикосновениям, такой цветной и разноязычный, – уже наступило. Современные дети учатся вопреки усталости от информации, скуки от эмоциональной перенасыщенности, натиску агрессии в сети. Им выпало на долю жить в мире, где любое знание – вчерашний миф, и навыки рулят, соответственно, проверяются.

ЕГЭ неидеален, но структурой стремится быть похожим на стандартные международные языковые экзамены. ЕГЭ по английскому проверяет аспекты языка: говорение, аудирование (восприятие информации на слух), чтение, лексику (словарный запас) и грамматику, а также умение написать личное письмо и эссе с обоснованием мнения по заданному вопросу. И даже с местами размытыми критериями оценивания суть остаётся: чтобы сдать экзамен, нужно владеть языком. Вот что пропадает из вида в погоне за “натаскиванием на ЕГЭ” с 4 класса. К структуре экзамена привыкнешь за месяц-два – это упаковка. Но если нет подарка, упаковывать нечего.

Какова цена? Изучение языка питается дорогими ресурсами: вниманием, усилиями, временем. И деньги – самый дешёвый из них.

Внимание. Где место языка на шкале приоритетов? Вложенное окупится сторицей. «Зачем мне это делать» и «что я с этого получил(а) или хочу получить». – нормальные вопросы с ясными и однозначными ответами на них. «Учи язык, чтоб не завалить ЕГЭ в 11 классе». – ответ не вдохновляющий.

Время. На деле языки – спорт для мозга с регулярными тренировками. Пропускаешь тренировку – упускаешь из рук результат, и школы с тремя «недочасами» в неделю часто недостаточно.

Деньги. Не сбрасывайте со счетов грамотного репетитора или проверенную языковую школу. Но отдавайте себе отчёт – и это не панацея. Ну не будет успеха без инвестиции внимания, усилий и времени.

Что мы «покупаем» так дорого? Свободу. Свободу выбирать – где учиться, что читать и смотреть, с кем общаться, кем быть. Любовь. Любовь к родному языку и своей стране – ведь любовь зарождается в понимании. Уверенность – в себе, своих силах, знаниях. Характер. Владение вторым языком как минимум намекает на усидчивость человека, организованность или любознательность. Здоровье мозга – не только тело нуждается в тонусе. В общем, то, что в этой сделке трудно прогадать, вы поняли.

Окажите первую помощь школьному английскому

Решение повременить с репетиторами, выбором курсов – хорошее взвешенное решение. Но даже в младшей школе английский лучше сразу не запускать, чем латать многочисленные пробелы потом, в туманном, как Альбион, будущем.

О чём умалчивают учителя…

1. Слова. Преподаватель не задаёт на дом учить слова, а ребёнок (тем паче младший школьник) – и не станет. Берите инициативу в свои руки. В учебниках есть слова к уроку – в рамочках, списком, с переводом или без.

Как помочь ребёнку выучить слова? Выписывайте на карточки (с лицевой стороны – слово, с обратной – перевод) и берите их с собой в машину. Пока стоите в пробке, составляйте с ними предложения, попутно вспомнив грамматику урока; играйте в угадай-ку, описывая слово, но не называя его. Да просто повторите перевод! И учите с ребёнком, как слова пишутся. Многие учебники состоят сплошь из “вот список слов в рамочке, подставь их в следующие предложения”. Призовите в помощь старые добрые диктанты, “виселицу”, слова с пропущенными буквами… Узнать слово – это одно, а вот выудить его вовремя и быстро из пучин памяти – уже непростая задача.

Не гоняйте по словам до скрежета в зубах. 5-10 минут в день достаточно, и куда эргономичнее, чем раз в неделю, но до победного. Делайте словарные забеги перед сном – и мозг сразу определит слова в подходящие ящички памяти.

2. Грамматические темы. Неотработанный материал накапливается. С каждой новой непонятной темой к нему будет всё страшнее подступиться. Грамматических тем проходят не так уж и много за учебный год, со списком тем всегда можно ознакомиться в содержании учебника или книге для учителя. Гуглите темы в интернете, если в учебнике объяснения туманны. Или если не нравятся упражнения: часто “домашка”, призванная дать языку прижиться в мозгу, по факту сводится к “перепиши, вставь слово, раскрой скобки” и не выполняет задачи – не помогает закрепить материал. Проговаривайте с ребёнком, зачем он делает то или иное упражнение и чему учится с его помощью.

Школа неидеальна, и учат в ней не тому и не так, но давайте хотя бы на полную катушку использовать то, что она в силах дать. И “додавать” то, что считаем нужным. Взращивая дома культуру осознанного отношения к изучению языка, мы даём языку воздух, который часто перекрывает школа. Язык – прекраснейшее из творений человеческого разума. Он достоин быть приоритетом.

PictureCredit