Изучение языков в декрете – это всегда про любовь. Любовь к языкам, потому что без этого ничего не получится. Любовь к ребенку, чтобы уделять ему достаточно времени и сил. Любовь к себе.
Когда Киму было три месяца, я ввязалась в первый марафон Language Heroes c испанским языком. С нуля. И неожиданно эта идея не оказалась самой дурацкой на свете – первый месяц марафона сын очень хорошо и подолгу спал, и я училась днями напролет. Потом праздник кончился, и стало сложнее, еще я влезла в The Great Polyglote Challenge и вышла из него спустя три месяца из-за жуткого недосыпа, вернулась в игру на втором и третьем уровне LH. Сейчас Киму полтора года, у меня В1 в испанском, А2 в норвежском и немецком, восстановленный разговорный английский и надкушенный японский. И знание о том, что в декрете можно учить языки. Если очень хочется.
За это время я вывела несколько правил…
Про внимательное отношение к себе:
- Учиться только тогда, когда это в удовольствие. Хочется читать глупости на мамском форуме – читаем глупости. Хочется листать картинки в соцсетях – листаем. Хочется вышивать или вязать – ну вы поняли. Пожевать кактус никогда не поздно.
- Прислушиваться к себе при планировании учебы. Я обычно не писала четких планов – не выбирала ни язык, ни вид активности, и занималась тем, чем хочется в данный момент. Мне было важно делать именно то, что принесет побольше удовольствия, и иногда с планом это не совпадало. Такой подход в итоге здорово повышал продуктивность и довольство жизнью, а заодно прокачал умение прислушиваться к себе и в других сферах.
- Заботиться о себе. Восстанавливать ресурс – хорошо спать, вкусно кушать и иногда лежать кверху пузиком.
- Не сравнивать себя с другими, особенно c мамами. У нас слишком разный опыт и разные дети, достаточно почитать интервью с мамами, прошедшими марафон Language Heroes, чтобы это понять.
- Долой перфекционизм! Если учить языки – кайф, учите. Ну и пусть есть всего 10 минут, одно упражнение вы делаете уже третий день, а слов выучили за то же время не больше десятка. Иногда мне хотелось не делать ничего, потому что все равно идеально сделать не получится. Не надо так.
- Почаще хвастаться. Мне было очень важно получать восхищение и одобрение со стороны. Это очень мотивировало двигаться дальше и не останавливаться.
Про планирование учебы:
- Расставлять приоритеты и не грызть себя. Нет, убираться пару раз в день, придумывать миллион развивающих игр, готовить первое, второе и компот, быть полиглотом, и все это одновременно – не получится. Когда приходится выбирать, думать не только о том, что «надо», но и о том, что «хочу». Потому что половина «надо» вовсе даже и не обязательны.
- Быть гибкой – придумывать новое и не цепляться за привычное. Ребёнок меняется с огромной скоростью, и только что устоявшиеся схемы рассыпаются в пыль. Что делать? Подстраиваться. Хорошо спит на прогулках – качаем подкасты. Спит только на руках – пришло время Memrise и коротких текстов, набранных одной рукой. Требует стопроцентного внимания – можно почитать вслух адаптированные книжки Ильи Франка.
- Ограничить количество учебных материалов. Лучше успеть сделать пару упражнений или прочитать правило, чем все свободное время потратить на муки выбора.
- Не бояться отказываться от тех материалов, которые не нравятся или не подходят. Помним про кактус! Иногда с таким трудом выбранный учебник в итоге навевал ужасную скуку, а после трех выпусков подкаста телефон с наушниками хотелось выкинуть в сугроб. Мне потребовалось много сил, чтобы научиться откладывать в сторону то, что не подошло.
Про организацию домашних дел:
- Держать свободным рабочее место. Когда выпадает 15 свободных минут, глупо тратить их на разгребание стола от вековых завалов.
- Время сна ребенка – мамино время. И время игр с родственниками или няней – тоже. Я старалась готовить и убираться вместе с мелким, чтобы учиться, пока он спит или пока им занимается кто-то другой.
- Оптимизировать домашние дела. Делегируйте, пользуйтесь мультиваркой и посудомойкой, готовьте на несколько дней и делайте полуфабрикаты. Мне очень помогли советы из этой статьи и информация о системе Flylady.
А еще можно участвовать в марафонах Language Heroes. Во-первых, компания и борьба с социальной изоляцией, во-вторых, всегда можно спросить совета. А еще очень греет душу удивление марафонцев, узнающих, что ты успеваешь учить языки с младенцем на руках. Сразу чувствуешь себя супергероем, супермамой, суперполиглотом и вообще суперстар.
Читкоды в игре «Учить языки в декрете»
За год я перепробовала кучу способов учиться – Ким рос так стремительно, что все время приходилось придумывать новые выкрутасы, чтобы выцарапать минутки на языки. Тут главное – не отчаиваться.
- Вдумчиво ставить цели. Сначала стоит решить, нужны ли вам конкретные цели, или достаточно «я буду заниматься языком каждый день». Если цели все же нужны, стоит ставить их по принципу «минимум-норма-максимум», где минимум должен быть достижим даже при самом плохом раскладе, а в максимуме можно помечтать. Чего мне точно не хотелось в первый год жизни ребенка, так это ругать себя за провалы.
- Слушать подкасты на прогулках, пока ребенок спит. Я слушала каждый выпуск по несколько раз, повторяла за ведущими, придумывала ответы на вопросы, которые обсуждали. Если была возможность, ответы записывала и выкладывала на italki.
- Учить наизусть книги, адаптированные по методу Ильи Франка. Когда Ким не слезал с рук и постоянно требовал внимания, я взяла в руки испанские сказки Ильи Франка и читала ему вслух. Слова и выражения выписывать не получалось, поэтому я начала заучивать тексты наизусть и пересказывать Киму при любой возможности. Просто так пересказывать скучно, поэтому я то говорила мультяшно-высоким голосом, то пела на разные мотивы, то заговорщицки шептала на ухо.
- Тратить время без ребенка на сложные задачи. Важная пометка – если есть на них силы. Я делала письменные упражнения из учебников, общалась с носителями, записывала видео, разбирала правила. Все это можно делать и с ребенком, но без него получается продуктивнее.
- Сложные задачи делить на небольшие кусочки. С младенцем никогда не угадаешь, когда закончится твое время на языки. Чтобы не расстраиваться каждый раз, когда приходится прерываться посередине, я приучилась всё делить на мелкие задачи-пятиминутки: прочитать правило, написать пару предложений, послушать короткий подкаст один раз, прогнать небольшой набор слов. Это скорее не прием тайм-менеджмента, а уловка сознания, чтобы была хотя бы иллюзия контроля над собственной жизнью – нет-нет, это не я ничего не успеваю доделать, это я так и планировала.
- Смотреть сериалы. Можно даже с русскими субтитрами, особенно если вы только начинаете учить язык. И не нужно себя за это корить. Да, пользы будет не слишком много, зато это отличный способ позаниматься языком, когда нет сил на что-то более интеллектуальное, а еще можно смотреть их в неполиглотской компании. Заодно и настроение поднимается.
- Писать тексты в любой момент. Когда в доступе есть одна рука, а в этой руке есть смартфон – можно перевернуть мир. Я писала маленькие тексты во время кормления, когда ребенок спал на руках и не отпускал от себя, на прогулках, во время купания… Темы брала из подкастов и учебников, но самый благодатный источник – марафон «100 дней языка». Ответы на вопросы из марафона занимают минут 15, зато очень круто прокачивают и грамматику, и лексику, и даже дают разговорный опыт.
- Пользоваться приложениями для телефона. За год я установила бесконечное количество разных языковых программ, какие-то задержались надолго. Это Memrise, Lingvaleo, FunEasyLearn для изучения слов, Write It! для японской и греческой азбук. Подкасты, словари и переводчики тоже перекочевали в смартфон. Было гораздо проще собраться с силами, когда для этого нужно только ткнуть правильную иконку, а не раскладывать вокруг себя учебники.
- Не забывать о том, что всё можно делать с ребенком на руках. Я разговаривала с носителем, одновременно кормя ребенка, заканчивала записывать видео с мелким на руках, потому что он не вовремя проснулся, листала вместе с ним учебник. Всё это гораздо удобнее делать без ребенка, но иногда выбора нет, и лучше уж как-нибудь, чем никак.
- Петь песни. Я продолжаю семейную традицию странных колыбельных – меня укачивали под «Волшебник-недоучка» и «Всё могут короли», Ким засыпает под «Мельницу», мэнскую колыбельную «Ushag veg ruy» и «I manens havn» Kari Rueslatten.
- Учить язык по детским книжкам и мультикам. У меня все началось с виммельбухов – книжек для рассматривания, оказалось, что их выбор на немецком гораздо больше, чем на русском. Там есть подписи к картинкам – я показывала ребенку разное и заодно узнавала, как сказать по-немецки «такса», «ларек с мороженым», «рождественский венок». Еще мы с Кимом пели танцевальные песенки на английском и смотрели норвежские мультики/
Языки – луч света в дне сурка
В первый год жизни ребенка языки оказались якорем, за который я цеплялась в минуты отчаяния. Я растворялась в сыне и его успехах, и мне жизненно необходимо было что-то совсем мое – мои достижения, мои знания, мое время. Мое как отдельного человека, а не как мамы. Не «мы научились держать голову», не «нам нравится купаться», а «я выучила 600 испанских слов», «я быстро учусь», «я прочитала «Капитана Алатристе» в оригинале». Это был крик из темноты «Я есть! Я существую! Я еще здесь!»
Сейчас, когда Киму уже полтора года, стало попроще – у него есть свой режим, он больше и крепче спит, может сам поесть и сам поиграть. У меня больше времени и больше сил, больше радости и отдачи от общения с сыном, который уже совсем превратился в человека. Не знаю, как будет дальше. Хочется верить, что время на себя все равно останется – на языки, на векторную графику, на чтение хороших книг.
Главное – знать, что все возможно. Если очень хочется, в самом длинном и загруженном дне с ребенком есть 15 минут на любимый язык. А 15 минут на язык – это 15 минут на себя. Самого близкого и любимого человека.
Фото Ксения Козловская