Блоги Французский Язык с детьми

Иностранный язык в младшей школе с любовью и песнями (на примере французского языка)

День знаний
Выучи язык с авторами сайта!

У вас младшие школьники? Они еще совсем дети, недавно игравшие целый день в игры и игрушки, спавшие днем в садике и ожидающие возвращения мам с работы. А с 1 сентября у них новый статус, необычный режим и занятия.

В этой статье речь пойдет о том, как помочь младшим школьникам мягче войти в учебный процесс с помощью игр, песенок и гимнастик, а также как интегрировать в обычный урок необычные приемы (такие, как я использую в своей методике «Аншанте»).

Белые бантики и гладиолусы

Период 1-3 класса непростой для ребенка. Белые бантики и букет гладиолусов, портфель во всю спину 1 сентября – очень радостная картина. Но реалии вхождения ребенка в учебный процесс совсем не такие радужные.
И психологи, и педагоги и родители согласятся, что переход из детского сада в школу – ответственный и не всегда простой для ребенка этап. Меняется ритм жизни, требуется больше усидчивости, концентрации, внимания. В детском саду детям не приходилось так подолгу сидеть, вникая в процесс.
Поэтому урок, особенно в начале образовательного процесса, должен быть адаптирован для детей с учетом их еще не совсем ушедшей потребности играть. Нельзя превращать урок в развлечение, но элементы игры должны присутствовать обязательно.

Пять простых приемов для педагогов

Вот пять простых приемов, которые легко можно внедрить в школьную программу, расширяя ее возможности и не противореча годовому плану работу:

1) Французский персонаж
2) Разминка
3) Простые игры
4) Парные задания
5) Книги

1) Персонаж, который говорит только на иностранном языке

Великолепно, если ребенок поступил во французскую (английскую, китайскую и т.д.) школу, и учитель говорит только на иностранном языке, но зачастую это совсем не так. Обучение иностранному языку происходит через объяснение на русском.

Если же вы введете персонажа, который говорит только на французском языке, то в один прекрасный момент, когда вы «потеряете голос», он сможет провести урок, приблизив вас к той самой заветной цели, когда происходит полное понимание иностранного языка и общение с «живым» иностранцем. Этот же персонаж может рассказывать о своих приключениях в родной стране. Ему дети точно поверят. Да и веселее так :)
Вот мой Муй.

Иностранный язык в младшей школе с любовью и песнями (на примере французского языка)

Mouille

2) Разминка

Делаете ли вы на уроках гимнастики и пальчиковые игры? Надеюсь, что да. Это самый потрясающий способ учить иностранный язык, переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Это и есть та самая мягкая адаптация к «обездвиживанию » за партой после садика.

Когда делать?

  • В начале урока после приветствия, чтобы ненавязчиво ввести новую лексику по частям тела.
  • После серьезной основной части урока, чтобы отдохнуть, переключиться и повторить то, что вы выучили в начале.
  • Перед окончанием урока, чтобы снять напряжение и максимально спокойно завершить урок.
Какие именно делать разминки ?
  • Простая пальчиковая гимнастика, которую можно делать, сидя за партой. Например, Un petit pouce
Иностранный язык в младшей школе с любовью и песнями (на примере французского языка)

Un petit pouce

  • Активная гимнастика, которую можно делать, стоя рядом с партой. Например, Tête, épaule, genoux et pied
Иностранный язык в младшей школе с любовью и песнями (на примере французского языка)

Tête épaule genoux et pied

Для того, чтобы подобные разминки были эффективными, учителю надо быть раскрепощенным и в то же время уверенным, что он сможет сочетать игровой момент и дисциплину.

3) Простые игры:

Играть удобно, когда группа не больше 8 человек. Можно предложить самые простые игры: домино, лото.

Домино с точечками отлично подходит, когда дети начинают осваивать счет. Есть домино и с другими тематиками. При многократном произнесении слов, называющих то, что изображено, новая лексика быстро и эффективно запоминается.

Лото имеет тот же эффект. Но применять его в рамках класса лучше в обратной последовательности.

Пример игры в домино по теме «Времена года» с тремя учениками

4) Парные задания

Я не про диалоги в парах. А как раз про активности, которые можно делать, держась за руки.

В садике дети много ходили парами: на спортивные занятия, на прогулку. В школе они ходят теперь парами в столовую. Предложите им походить по цветам и цифрам, разложенным на полу, или дотрагиваться до картинок, висящих на доске (стене).

Мои младшие школьники любят так повторять цвета. Смотрите, как мы это делаем.

Шагание по цветам

Счет

5) Книги

Как читать книги на уроках? Вслух! С демонстрацией страниц на экране. Распечатать каждому странички и читать по ролям.

Вы можете создать маленькую библиотеку у себя в классе или рассказать о библиотеках и магазинах с книгами на иностранных языках в вашем городе. Или можете использовать электронные варианты. Смело отправляйте детей в медиатеки, если вы живете в большом городе, предлагайте пользоваться электронными библиотеками

Сайты с информацией о медиатеках:
в Санкт-Петербурге
в Москве

Не забывайте, что все эти приемы, не только психологический расслабляющий момент, но и активное изучение языка, задействующее многие сферы.

Палочки-выручалочки для родителей

В большинстве школ нашей страны иностранный язык начинают учить уже в первом классе, а многие с ним знакомятся еще до школы. Ведь «после трех уже поздно»… Поверьте, после трех не поздно. И после 33 тоже. В нужный момент язык выучится легко и без походов к психологу.

Но чтобы помочь ребенку, надо посадить зернышко любви к иностранному языку до школы, лелеять этот хрупкий росточек, оберегать его во время младшей школы от, например, неожиданно возникшей неприязни к учителю французского.

И если родители были проводниками и помощниками для ребенка в освоении языка, если они показали ему еще одну сторону изучения иностранного языка, не “учебниковского” подхода, а живого и настоящего, то все сложится наилучшим образом.

Дети и иностранный язык

Во-первых, надо поверить в то, что детям проще выучить иностранный язык, чем взрослым. При этом далеко не всем дано хорошо освоить иностранный язык. И здесь не только дело в выборе правильной методики, нужной школы и шкалы строгости родителей. Можете кидать в меня помидорами, а может принять это как данность.

Ваш ребенок может стать прекрасным биологом или сантехником, а иностранный язык ему будет даваться сложно. И, возможно, только когда его отправят чинить смеситель у Папы Римского, он выучит итальянский. То есть только когда появится огромный стимул перекинуться парой слов с самим Папой, возникнет необходимость действительно выучить иностранный язык.

На сайте есть одна интересная статья, из которой вы узнаете, как взрослому выучить французский самостоятельно. При этом не надо действовать банальным способом, выискивая в учебниках правила или штудируя рабочие тетради.

Во-вторых, стоит понять, что идеальных учителей практически не бывает, а дети все разные, к каждому нужен свой подход. Лучше чем родитель никто не знает ребенка, и родитель-помощник может быть всегда рядом. Поэтому не надо быть карателем или сторонним наблюдателем, а надо стать «помогателем». К тому же, помогая ребенку на начальном этапе, с которым справится точно любой родитель, вы сами почувствуете уверенность в своем «школьном» уровне языка.

Более подробно о том, как вырастить билингва с рождения вы можете почитать в этой статье.

Четыре совета для родителей

А что надо делать?

  • Пойте! Вы же поете русские детские песни и многие слова детьми запоминаются оттуда. Так же и с французским. Вы же помните наизусть: «Раз словечко, два словечко, будет песенка». «Пусть бегут неуклюже (а вы тоже были уверены, что есть некие «неуклюжи», которые куда-то бегут вместе с пешеходами ?) Распевайте песни, стоя на остановке в ожидании транспорта.
  • Смотрите мультфильмы! Рисуйте персонажей, говорите их фразами. «Ребята, давайте жить дружно», «А, пустяки, дело -то житейской». Вы это помните? Так же и с французскими мультиками. Смотрите мультфильмы, спрягая глаголы и разговаривая голосами персонажей.
  • Играйте! Домино, лото, ходилки… Кидая кубик, смотря на его грани и деаля шаги, что мы делаем? Правильно! Повторяем счет! Играйте и проводите эксперименты на кухне с предметами, которые тонут или не тонут.
  • Читайте! Читайте книги или включайте аудиосказки на ночь.

Следуя этим рекомендациям, вы сами убедитесь, что изучение иностраннооо языка – это весело и полезно.

И Мадам МарьИвана (она же учитель французского) тут ни при чем. Если она не смогла влюбить вашего ребенка в иностранный язык, сделайте это за нее !

А если вы хотите подтянуть свой французский или любой другой язык , то школа Language Heroes ждет вас.

PictureCredit

Обучение в Language Heroes
Любовь Горяева

Любовь Горяева

- Лингвист, методист и педагог
- Эксперт по раннему обучению французскому (и не только) языку детей
- Основатель и ведущая клуба АншантеClub, где обучаются мамы и педагоги, как учить иностранным языкам детей с рождения
- Автор методики «Аншанте»
- Учредитель содружества педагогов и родителей в Санкт-Петербурге SunVille