В День Победы я очень люблю слушать советские военные песни. И одна из моих самых любимых — суровый военный вальс “Прощайте, скалистые горы…”. Да, та самая, где “…а волны и стонут, и плачут, и плещут на борт корабля. Растаял в далеком тумане Рыбачий — родимая наша земля…”. Под которую советские военные корабли уходили из Мурманска в боевые походы…
О второй мировой войне написано много. Разными людьми, в разных странах, на разных языках. Большая часть написанного — это исторические исследования. Там изучаются причины, приведшие к войне. Анализируются стратегии и тактики военных кампаний, следствия успехов и неудач отдельных операций и полководцев. И это правильно, так и должно быть. Гораздо меньше пишут о том, как переживали Вторую мировую простые люди, “мирное население”. Как жили, что чувствовали, что делали (или не делали) для Победы.
О том, как жили люди во время этой войны в нашей стране, нам более или менее известно. Из мемуаров, художественной литературы, кинофильмов, рассказов родственников, наконец. А вот как жили в то время люди в той же Великобритании, мы не знаем практически ничего.
Здесь я хочу рассказать о двух неизвестных фактах из повседневной военной жизни англичан, которые я узнала благодаря тому, что когда-то, как настоящий Language Hero, выучила их язык. И как эти факты оказались связаны с нашей страной и отозвались на ее истории.
Потому что ничего не должно быть забыто. И никто не должен быть забыт. Так правильно.
Это, конечно, современная реконструкция. Но примерно такие кораблики спасали британскую армию. И вот так делали для них временные причалы
Дюнкерк 1940
“…на латунной пластине были имя и дата, которые и определили причину того, почему Вилл Эллиотт не сможет не купить “Блэк Джека”. Там было написано: Дюнкерк 1940” (вольный перевод — мой).
Вилл Эллиотт, герой романа английского писателя Алана Титчмарша “Последний смотритель маяка”, мечтал обойти побережье Великобритании морем и для этого искал подходящее маленькое судно. Что еще остается смотрителю маяка, который невольно оказался не у дел в связи с тем, что маяки были автоматизированы, а их смотрители отправлены на досрочную пенсию?
Вообще, “Последний смотритель маяка” — довольно душевный роман о любви, потерях, поиске себя и простом человеческом счастье. И все это на фоне суровых и величественных пейзажей Корнуолла. Не знаю, есть ли перевод на русский, но, кто владеет английским, — почитайте, не пожалеете.
Конечно, меня заинтересовало, почему надпись “Дюнкерк 1940” так подействовала на героя романа, что он, не раздумывая, купил этот старый, видавший виды кораблик? Полезла в интернет, на русские и англоязычные сайты. И вот что выяснилось.
В мае 1940 года союзные войска вступивших к тому времени в войну Великобритании, Франции и Бельгии оказались запертыми немцами в районе приморского французского города Дюнкерка. Всего там было 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий. В том числе и знаменитая уже тогда 51 шотландская дивизия — помните, я писала о ней вот тут?
Нидерланды к тому времени уже сдались, до позорной капитуляции Франции перед Гитлером оставалось меньше месяца. Правительство Великобритании также получило предложение о капитуляции, но отклонило его. Вместо этого было принято решение об эвакуации морем союзных войск из отрезанного от остального мира Дюнкерка.
Эвакуация проходила под бомбежками немецкой авиации и огнем артиллерии. Все осложнялась тем, что крупные корабли не могли подойти к берегу из-за мелководья. И тогда правительство Великобритании пошло на невиданный шаг.
Оно обратилось к владельцам небольших гражданских судов — рыболовных шхун, маленьких грузовых корабликов прибрежного плавания, паромов и даже прогулочных яхт, что могут ходить по мелководью, — с просьбой о помощи. И владельцы откликнулись. Была собрана флотилия из 850 судов, большую часть которых люди отдали добровольно, а некоторые владельцы этих крох лично приняли участие в операции. Эта самодельная гражданская флотилия стала известна в истории под именем “Маленькие корабли Дюнкерка”
Перед началом эвакуации английское правительство рассчитывало, что смогут спасти не больше 45 тысяч человек. Однако успех операции превзошел все ожидания.
Маленькие (но по своей сути великие) суденышки могли забирать людей не только в портах, но прямо с пляжей и доставлять их на крупные военные (и привлеченные к эвакуации торговые) суда. Эти скромные труженики за 9 дней — с 26 мая по 4 июня 1940 года — спасли 338 тысяч жизней. И сохранили основное ядро британской кадровой армии.
Теперь вы поняли, отчего так дрогнуло суровое сердце бывшего смотрителя маяка при виде этой скромной надписи — Дюнкерк 1940?
Спасенные были доставлены в Великобританию. Какая-то часть их была иностранцами, в основном французами, они вернулись на родину и примкнули к французскому Сопротивлению и другим антифашистским организациям. Военные же моряки продолжили свою службу на Королевском флоте.
Волны по-прежнему и стонали, и плакали, и плескали на борт теперь уже английских военных кораблей, когда они проходили мимо скалистых гор полуострова Рыбачий по пути в советский порт Мурманск. Потому что именно из этих кораблей были составлены конвои, сопровождавшие суда с продовольствием, военной техникой и обмундированием для советской армии.
История обороны Мурманска, боев на полуострове Рыбачий и английских конвоев — одна из многочисленных героических страниц Великой Отечественной и Второй мировой войны. Почитайте.
А последний смотритель маяка Вилл Эллиотт получил письмо от прежнего владельца “Блэк Джека” (опять в моем вольном переводе):
“Всем, кому это может быть интересно. Судно“Блэк Джек” было построено в 1937 году на верфи в Йоркшире и тогда называлось “Грация”. Приняло участие в Дюнкеркской операции в 1940 году в составе флотилии малых судов. Дважды было повреждено, но оставалось на плаву и спасло жизни 246 человек.
После войны я нашел “Грацию” на Темзе недалеко от Оксфорда в довольно плачевном состоянии. Мы с женой перегнали ее в Дортмунд, где и отремонтировали (далее следует довольно подробный список работ и запчастей). “Грация” долго служила нам прогулочным судном, и мы с женой и детьми провели на ней много счастливых часов. Надеюсь, следующий хозяин судна будет помнить его героическую историю, надлежаще за ним ухаживать и переживет на нем столько же счастливых мгновений, сколько удалось пережить мне, и в жизни у него все сложится как надо… С уважением…”
И у отставного смотрителя маяка Вилла Эллиотта действительно все сложилось как надо.
Огород как огород. Но примерно так сегодня выглядят английские plot, внуки Садов Победы
Сады Победы
— Ой, какой некрасивый! С чем же я буду участвовать в выставке?
Моя английская подружка Дениза сокрушенно покачала головой, глядя на результаты своего труда. Лук и в самом деле в том году не удался — мелковатый, кривоватый, разного размера. Вот только при чем здесь выставка?
Дело происходило на Денизином плоту (или в плоту?) в окрестностях английского города Шеффилда. Плот — это вовсе не средство передвижения по воде, как можно подумать, а земельный участок, огороженный живой изгородью, на котором особо продвинутые в огородничестве англичане выращивают всякую всячину, в основном овощи. И я здесь оказалась не случайно.
Чтобы поддерживать разговор с англичанином, достаточно уметь общаться на две темы — погода и садоводство. С погодой понятно, а на садоводстве они помешаны. И способны превратить даже крохотный клочок земли площадью пять квадратных метров в полноценный садик — с газончиком, клумбочками и кормушкой для птиц.
Разговор о садоводстве английском незаметно перешел к садоводству русскому. Когда я попыталась объяснить, что такое русская “дача”, меня прекрасно поняли и предложили показать “дачу” английскую, которую они называют словом “plot” И рассказали историю появления этих самых “плотов”.
В общем-то использование пустующих земель для выращивания овощей в условиях нехватки продовольствия — идея не новая. В разных странах ее пытались использовать и в мирное, и в военное время. В России это знаменитые “шесть соток”, “дачи” которые были розданы населению в дефицитное советское время. И которыми многие с удовольствием пользуются до сих пор.
В Великобритании же в годы Второй мировой войны эта идея приобрела размах национального проекта. Под самодеятельное огородничество были отданы не только пустующие земли вокруг крупных городов, но и газоны Лондонских парков. И в истории этот проект известен под названием “Сады Победы”. В Англии же предпочитают название “Dig for victory” — “Копай для победы”
Один из самых знаменитых плакатов “Копай для победы”
Эту кампанию английское правительство запустило еще в 1939 году. Была выпущена целая серия плакатов “ Копай для победы. Вырасти свои собственные овощи”. По радио организовали серию передач, где эта кампания не только пропагандировалась, но и рассказывалось, как копать и что сажать. Энтузиасты снабжались семенами, саженцами, инструментом и инструкциями по выращиванию овощей.
Это движение имело даже собственный гимн. И совершенно заслуженно. Потому что уже к 1943 году было роздано более двух миллионов участков. И ежегодный урожай с них составил более миллиона тонн овощей — излишки закупались для нужд армии, такой своеобразный госзаказ, да.
Теперешние plots и являются осколками той кампании — Dig for Victory. В 50-е годы эта кампания сошла почти на нет, участки остались у немногих энтузиастов. Но, говорят, в последние годы спрос на такие участки резко возрос, и теперь plot — это предмет гордости и зависти.
Если честно, я не знаю юридического статуса этих участков — находятся ли они в собственности или в долгосрочной аренде. Но пользование ими строго регламентировано.
На них не допускаются никакие постройки, кроме одной единственной теплицы, размер которой строго ограничен. “Плоты” отделены друг от друга живой изгородью — никакие заборы и сетки не допускаются. Практичные англичане чаще всего делают живые изгороди из кустов малины или ежевики, но видела и самшитовые. И не дай бог на твоем участке заметят сорняки — крупного штрафа не избежать.
На въезде в это английское “садово-огородное товарищество” стоит громадный амбар — единственная хозпостройка на все участки. В нем-то и проводятся осенью выставки — хозяева участков хвастаются своими огородными достижениями. Но меня привлекло объявление на стене амбара: “ Фестиваль Dig for Victory” состоится тогда- то и там-то…Желающие принять участие могут подать заявку…”
Вообще в Англии проводится великое множество фестивалей. В разных городах, в разное время и по разным поводам. Начиная от всемирно известного фестиваля Military Tattoo, куда билеты раскупаются на год вперед, и кончая местными фестивальчиками лоскутного шитья или соломенных чучел, на который можно наткнуться, просто гуляя по улицам.
Обычно на фестивалях Dig for Victory очень много, как говорят англичане, всяких activity — полезностей и развлечений. Как, впрочем, и на других фестивалях.
Инсталляция из соломенных чучел на тему “Копай для победы”
Прежде всего, это выставка выращенных овощей — участие в ней может принять любой. Вот об этой выставке и сокрушалась моя английская подруга Дениза, глядя на свой неудавшийся лук. Это и выставка соломенных чучел, собранных в различные тематические инсталляции. И выступление различных самодеятельных коллективов — танцевальных, певческих, музыкальных. И просто танцевальная вечеринка, где потанцевать может любой.
А еще на этой выставке пекут хлеб. По рецептам военного времени. И в этом есть большой смысл. Как и во многих других странах, в Великобритании не хватало продовольствия и была карточная система. Единственные продукты, которые можно было свободно купить, были овощи и хлеб.
Овощи — понятно почему. А хлеб просто пекли с добавками из овощей — добавляли бобовую и гороховую муку, различные семена. Но самой популярной добавкой в хлеб в те годы была морковь, выращенная в тех самых маленьких огородиках. Которые сами англичане по праву называют Садами Победы.
Может быть, морковный хлеб, который пекут на таких фестивалях, уступает по питательности обычному. Но он довольно вкусный. И имеет вкус Победы.
А у Денизы в тот год славно уродились тыквы…