В 2009 году Дэн и Чип Хит (Dan Heath and Chip Heath) выпустили книгу под названием “Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die,” которая в последствии стала настольной для многих предпринимателей и маркетологов. В книге речь идет о том, почему некоторые идеи приживаются и остаются с нами на всю жизнь, а другие умирают, едва родившись. Согласно исследованиям авторов, идея остается в нашей памяти в том случае, если она обладает следующими шестью параметрами (сокращенно SUCCES):
- Simplicity – простота;
- Unexpectedness – элемент сюрприза;
- Concreteness – ясность;
- Credibility – степень доверия;
- Emotions – эмоциональная заряженность;
- Stories – истории.
Размышляя о том, почему изучение грамматики, несмотря на разнообразие современных ресурсов и методов обучения, до сих пор для многих остается “незапоминающимся” аспектом английского языка, я прихожу к выводу, что подаче грамматического материала в общей своей массе не хватает этих шести компонентов.
В лучшем случае мы помним правила и пишем тесты на 95%. Когда же речь заходит об употреблении той или иной временной формы (не говоря уже о более сложных грамматических структурах), мы понимаем, что ничего не знаем и в бессилии сдаемся, думая, что “просто мои мозги не воспринимают этой информации”. В принципе, Вы правы.
Вспомните хотя бы те учебники, которыми Вы пользовались или учителей, которые обучали Вас грамматике. Насколько просто и доступно они объясняли материал? Умел ли преподаватель зацепить Ваше внимание, задав нестандратный и неожиданный вопрос? Насколько ясно он говорил (мог ли объяснить сложную тему за 5-10 минут)? Было ли связано объяснение с реальной жизненной ситуацией?
Не знаю, как у Вас, а большинство моих вузовских учителей (а я училась на инязе) преподавали грамматику с точностью наоборот. Просто – это для слабаков, я тебе сейчас такое заверну! Ясность – это не для будущих лингвистов, вот я тебе и буду парить мозги. Связь с реальной жизнью? Разве что с тем, сколько часов ты будешь мне сдавать этот экзамен и сколько раз ты его не сдашь.
Но сейчас-то все по-другому? Когда я пришла работать в вуз 12 лет назад, я подумала, что нужно обучать людей грамматике по-другому. Так, чтобы люди запоминали. Так, чтобы им было интересно. Так, чтобы они видели, насколько важно знать ту или иную форму. Сразу у меня возникли вопросы, а как же это преподавать так, чтобы были и эффективно (т.е. чтобы люди не только правила учили), но и увлекательно. Деканы и старшие преподаватели меня всячески от таких затей отговаривали.
Удивительно, что, несмотря на “прогресс”, изучение грамматики остается монотонным и однообразным, поэтому вскоре оно надоедает, мозги не выдерживают, и мы сдаемся, так и не поняв того, что необходимо. Многие говорят, что огромное количество материалов онлайн – это плюс для изучения грамматики, на самом деле, с точки зрения психологии, обилие ресурсов осложняет процесс выбора самого лучшего. Уверена, что каждый, кто когда-либо начинал заниматься грамматикой сталкивался с вопросом – с чего же начать?
В этой статье я познакомлю Вас с тем, как выбирать ресурсы для изучения грамматики по критериям “запоминающейся грамматики”, а именно критериям “S-U-C-C-E-S” и поделюсь теми ресурсами, которые дали моим ученикам онлайн наилучшие результаты.
S-U-C-C-E-S: или ресурсы для “незабываемой” грамматики
S: simple
Теоретические компоненты грамматики усваиваются лучше всего, если они подаются очень дозированно и просто. Когда на канале youtube или на грамматическом сайте Вас грузят масштабными таблицами и длинными объяснениями, лучше пойти и поискать ответы на свои вопросы где-нибудь еще. Пару лет назад я создала серию подкастов “английская грамматика за 5 минут”, и за все время работы их насобиралось больше 60-ти. Дополнительный плюс – они все на русском языке! Просмотреть и загрузить всю коллекцию теоретических и практических подкастов можно здесь (http://www.eto-onlinenglish.com/p/blog-page_28.html).
U: unexpectedness
Мне очень нравятся живые и раскрепощенные преподаватели английского языка, которые в то же время могут действительно преподавать грамматику системно и толково. Если Вы уже достигли уровня Intermediate, то Вам будет полезно работать с носителями языка. Могу с удовольствием порекомендовать сайт engvid (http://www.engvid.com/). Минус этого сайта – сложная систематизация материала, но интересующие Вас видео можно отобрать в поисковике.
C: concreteness
Ясные объяснения на видео или аудио очень хорошо дополнить обычными обучающими сайтами. Для начинающих есть прекрасный ресурс http://englishgrammarsecrets.com/. Объяснения просты и ясны, упражнения доступны, структура сайта тоже очень ясна. Для более продвинутых рекомендую http://www.englishpage.com/.
C: credibility
Элемент доверия очень важен в изучении английского языка, в особенности грамматики. Сегодня многие студенты иняза начинают преподавать онлайн, и работают все по-разному. Некоторые просто переделывают конспекты своих преподавателей, некоторые говорят то, чему научились на слетах переводчиков, некоторые рассказывают то, что когда-то готовили к экзамену. Для меня, как преподавателя английского, есть определенные “маркеры” – некоторые компоненты, которые повышают доверие к конкретному учителю и к тому, чему он учит онлайн:
- Лингвистическое образование;
- Стажировка в стране преподаваемого языка (или опыт работы с носителями);
- Последипломное образование (конференции, саммиты и т.д., желательно зарубежом);
- Собственные материалы (видео, подкасты, блог, упражнения – естественно, разработанные самостоятельно, а не “содранные” откуда-то);
- Постоянное изучение иностранных языков (иначе преподаватель Вас перестанет понимать).
E: emotions
Эмоции как-то совсем не клеются с изучением и объяснением грамматики. На мой взгляд, одна из самых эмоциональных преподавательниц онлайн из группы учителей EngVid – Ронни. Если Вам не достает праздника, посетите ее канал – она умеет эмоционально подать материал, и с ней не будет скучно! Вот подборка ее уроков по грамматике: https://www.youtube.com/playlist?list=PLpLRk365gbPaY0U_9zYYRY5JmStMZ9NSI.
S: stories
На мой взгляд, не каждый может вплести в объяснение по грамматики какой-то рассказ о себе (так, чтобы в тему, а не просто “для красоты”). Очень удачно это делает Дженнифер Лебедев (Jennifer Lebedev) на своем канале https://www.youtube.com/user/JenniferESL У этой преподавательницы огромный талант рассказчика, поэтому ее материалы легко запоминаются. Несколько лет назад я была на международной конференции TESOL и лично познакомилась с Дженнифер. Она и семинар свой вела, вкрапляя в него свои жизненные истории, поэтому я очень рекомендую ее тем, кто изучает английский самостоятельно (грамматику и не только).
Грамматика английского: Пять практических советов по изучению
Разобравшись с некоторыми грамматическими ресурсами, перейдем к тому как лучше изучать грамматику. Вот мои пять рекомендаций для тех, кто изучает английский самостоятельно.
- Занимайтесь постоянно. Лучше ежедневно по 30 минут, чем один раз в неделю 3 часа. Ежедневные занятия помогают систематизировать материал.
- Обращайте внимание на то, как и почему употребляются определенные формы. Первый шаг на пути к овладению грамматикой – это узнавание форм. Обращать внимание на то, как используются формы в речи, – это не пустая трата времени, а очень полезное упражнение.
- Все письменные упражнения отрабатывайте вслух. Отработка вслух, с многократным повторением, помогает выработать навык употребления формы и воспроизводить ее автоматически.
- Просматривайте видео и прослушивайте подкасты. Все видео и подкасты рассчитаны на деловых людей, которые зря времени не теряют. Объяснения простые, четкие и короткие. Поэтому обязательно просматривайте видео-уроки и прослушивайте подкасты несколько раз.
- Повторяйте предыдущие задания. Все знают, что повторение – мать учения. Выделите несколько минут в начале каждого занятия грамматикой на повторение пройденного материала, и Вы сами почувствуете, насколько быстро Вы его освоите.
Личная программа
Скажем, пополнили Вы свой запас ресурсов и нашли время на работу, но вопрос, на который мы еще не ответили – с чего начать? Не все ресурсы подаются системно, поэтому сегодня я поделюсь с Вами еще списком тех тем, с которых лучше всего начать изучение английской грамматики. Оговорюсь только, что темы подобраны для тех, кто уже когда-то где-то учил английский, а не для самых начинающих. Ниже частично привожу программу, которую я разработала для своих учеников и которая, на мой взгляд, максимально закрывает пробелы в освоении грамматики. Частично вдохновение я черпаю из своей любимой книги по грамматике Raymond Murphy: English Grammar in Use (Intermediate level). Рекомендую работать над двумя -тремя темами в неделю, а материалы подбирать из списка тех ресурсов, о которых я упоминала выше (как объяснения, так и практические упражнения). Поскольку на проекте Language Heroes Вы работаете 12 недель, я предлагаю 36 тем (это при скорости 3 темы в неделю).
- Present Continuous
- Present Simple
- Present Simple vs. Present Continuous
- Past Simple (and a list of irregular verbs!)
- Past Continuous
- Past Simple vs. Past Continuous
- Used to (for the past)
- Present Perfect
- Present Perfect Continuous
- Present Perfect vs. Past Simple
- Past Perfect and Past Perfect Continuous
- Future Simple
- Future Simple vs. Present Continuous with the future meaning
- Future Continuous
- Future Perfect
- Review: tenses!
- Modals: Can, could, be able to
- Modals: Could do/could have done
- Modals: Must/must have done (probability)
- Modals: May/might do/may/might have done
- Modals: Must/have to (obligation)
- Modals: Need, should (recommendation)
- Modals: Should have done
- Modals: Should in non-modal situations.
- Modals: a comprehensive review.
- Conditionals 0 and 1
- Conditionals type 1 and 2
- Conditionals type 3
- Conditionals mixed type
- Conditionals: a review.
- Passive: Present Tenses.
- Passive: Past Tenses.
- Passive: Future Tenses.
- Passive constructions: have something done.
- Passive constructions with modals
- Passive: comprehensive review.
Надеюсь, сегодняшняя статья вдохновит Вас на то, что изучать грамматику возможно и что изученный материал обязательно останется в памяти, если следовать критериям SUCCES, заниматься ежедневно и придерживаться заданной программы!
Об авторе: Елена Мутононо делится советами по изучению английского онлайн на сайте своего проекта www.eto-onlinenglish.com и в группе vk.com/onlinenglish. Она автор электронного учебника по грамматике iGeneration Grammar и онлайн-курсов по произношению LinkedEnglish. Елена проживает в Новом Орлеане, США, и преподает английский исключительно онлайн.