Для успешного выполнения заданий части Reading IELTS важно освоить приемы быстрого чтения, а именно: scanning, skimming and detailed reading.
Приёмы быстрого чтения: как они работают?
Сами того не замечая, мы используем приемы быстрого чтения в повседневной жизни.
Читая инструкцию к лекарственному препарату, мы пробегаем глазами по тексту, ищем описание c дозой приема этого лекарства.
Приобретая новый товар или продукт, мы предварительно читаем отзывы, бегло просматривая достоинства и недостатки, чтобы понять, стоит его покупать или нет. Если находим отрицательный отзыв, начинаем вчитываться, чтобы разобраться, в чем причина отрицательного впечатления о данном товаре.
Во всех перечисленных случаях мы применяли приёмы:
- scanning,
- skimming,
- detailed reading.
В рамках части Reading IELTS эти приёмы помогают уложиться по времени при выполнении заданий. Их применение позволяет, не читая весь текст целиком, от первого до последнего слова (что абсолютно и не требуется от нас), качественно и достаточно быстро ответить на вопросы задания.
Именно способность ориентироваться в тексте и находить нужную информацию (то есть пользоваться приемами scanning, skimming, detailed reading) проверяется в части Reading IELTS.
Как применять scanning, skimming, detailed reading для выполнения заданий Reading IELTS?
На примере текста и задания к нему разберем, как использовать эти приёмы.
Шаг 1: Выделить ключевые слова в вопросах задания
Напомню, к каждому тексту (а всего их в части Reading IELTS три) дается суммарно 13-14 вопросов. Эти вопросы могут быть разделены на 2-3 блока разных типов заданий. Например, может быть блок из 4 вопросов: True, False, NG, 6 Choice from a list и 4 Sentence Completion.
Тип заданий не привязан к 1, 2 или 3 тексту этой части. Каждый из типов можно встретить в разных комбинациях между собой и между текстами.
Выделяя ключевые слова, вы облегчаете себе задачу ориентироваться между вопросами блока, а также видите, что нужно найти в тексте.
Если в задании даны варианты ответов, во всех ответах также выделяем ключевые слова.
Шаг 2: Начать работу с приёмами skimming и scanning
Все три приёма, описанные выше, почти всегда работают вместе.
У меня есть ключевые слова, по которым я должна найти место в тексте, содержащее ответ на вопрос. Здесь поможет особенность всех текстов IELTS: ответы на вопросы можно найти постепенно, по мере чтения текста.
Если вопросы идут первым-вторым блоком, то и ответы будут в начале-середине текста.
Если вопросы стоят последним блоком заданий к тексту, поиск ответов может быть возвращён в начало нашего текста (не обязательно в конце).
Если при выполнении заданий у вас остался не задействован какой-то абзац или достаточно большой кусок текста, это скорее всего не случайно.
Вероятнее всего, составители задания в следующем блоке заданий вернут вас к этому куску. Такое бывает часто с заданиями типа summary/sentence/diagram or table completion.
И ещё один очень важный момент, который необходимо держать в голове при работе с приемами быстрого чтения IELTS: слова в задании и слова, описывающие ту же информацию в тексте, будут синонимами или контекстными синонимами. То есть механический поиск точно такого же слова или словосочетания из задания сработает далеко не всегда. Исключение составляют даты, имена, специфические термины.
Теперь давайте посмотрим, что же делать со skimming и scanning на примере части текста и вопроса к нему.
Я взяла отрывок из статьи журнала The Economist, август 2018, Science and Technology Section.
Нам необходимо решить, является ли следующее утверждение True, False или Not given, найдя нужную локацию в тексте:
Analysed in certain light spectrum during pupation, flights separated into groups according to their sex.
Жирным шрифтом выделены ключевые слова задания. Нам нужно найти что-то про процесс анализа, эксперимента (skimming) и сканировать текст (scanning) на синонимы слов: light spectrum, pupation, flights, sex. Среди слов, на которые нужно сканировать текст, имеется термин.
Участки, которые будут подвергаться skimming будут подчеркнуты, а слова, которые будут просканированы-выделены жирным.
Посмотрев подчеркнутые участки и выделенные слова, мы понимаем, что в этом абзаце есть близкая к теме информация, но недостаточная для ответа на вопрос. Переходим к следующему абзацу:
В данном абзаце больше начинает работать scanning, так как встречается нужный нам термин + есть синоним к слову свет. Таким образом, локацию ответа мы определили, переходим к следующему приёму.
Шаг 3: Применяем detailed reading и отвечаем на вопрос задания
Находим нужную часть текста и нужное предложение при помощи skimming и scanning. Теперь нам необходимо вчитаться в детали, чтобы выполнить задание.
Вчитываемся в предложение, чтобы ответить на вопрос нашего задания. Предложения для детального чтения выделены жирным.
Проверяем, совпадает ли написанное в тексте с нашим утверждением:
Analysed in certain light spectrum during pupation, flights separated into groups according to their sex.
Смотрим, совпадают ли синонимы, достаточно ли информации:
- certain lighting conditions – light spectrum
- pupal cases – pupation
- gives a way to sort the flies – flights separated
- sex – female, male
По синонимам содержание задания и текста совпадают, противоречий нет, информации достаточно, следовательно, данное утверждение верно – True.
Если у нас в задании есть имя, численный показатель или специфический термин, можно сразу же проводить scanning, пропустив skimming.
Аналогичен ли алгоритм работы для всех типов заданий Reading IELTS или есть исключения?
Данный алгоритм хорошо работает со всеми типами заданий, за исключением matching headings, matching information. С ними не всегда получается, выделив ключевые слова при помощи scanning и skimming, найти нужный участок, так как у нас выбор из нескольких заголовков или нескольких утверждений.
Существуют различные способы решения этих заданий. Я кратко расскажу о них, не приводя примеры.
Шаг 1: Выделяем ключевые слова в заголовках или утверждениях
Обращаю ваше внимание, что заголовки могут иметь переносный смысл. В таких случаях не всегда полезно выделять ключевые слова, а лучше подписать гипотетические варианты, к какому содержанию данный заголовок может подойти.
Шаг 2: Работа с отдельным параграфом
Лучше всего держать лист с заголовками или утверждениями перед глазами, не перелистывая, чтобы было удобнее просматривать задание по мере работы с текстом.
На первый взгляд, в таких заданиях необходимо вчитаться в каждый кусок текста, чтобы понять его смысл для выбора заголовка. Сократить время на выполнение задания также помогут наши приёмы.
- Просматриваем начало абзаца или параграфа – делаем skimming информации, проверяем, о чем пойдёт речь в этом части текста.
- Смотрим на заголовки или утверждения.
- Выписываем возможные варианты, которые могут подойти.
- Вчитываемся более детально, начиная с середины и ближе к концу. Делаем при этом scanning на возможные термины, даты или имена из задания. Помним, что основная информация в параграфах обычно содержится на стыке середина-конец, знание этого помогает не вчитываться в лишнюю информацию и не терять время.
- После детального чтения выписываем подходящие заголовки, вычеркиваем лишние, выбранные при skimming текста.
Вероятнее всего, что получится не один вариант. Чтобы убрать лишние, придется пройтись по остальным параграфам и, сравнив подачу информации, выбрать единственный.
Именно поэтому желательно либо подчеркнуть ключевые слова основной идеи параграфа, либо сбоку себе кратко записать её.
Основную идею лучше записывать на английском, так как возникающие при переводе обобщения и неточные формулировки могут сыграть не в нашу пользу при выполнении задания.
Записи и пометки позволят нам при спорном вопросе выбора между заголовками или утверждениями сэкономить время и быстро сравнить информацию, а не перечитывать сначала и по новой вникать в суть параграфа.
Необходимо повторять, пока все параграфы не будут проработаны, выбраны подходящие названия и утверждения соотнесены с ними.
Какие трудности могут возникнуть при работе с этими приемами?
Первое время будет казаться, что вы тратите больше времени, чем раньше, когда пытались читать текст целиком и отвечать на вопросы задания. Это связано с тем, что вы просто еще не привыкли так делать, у вас не отработан навык и вам тяжело себя перебороть. Сдаваться не нужно, главное – тренироваться!
Применимы ли эти приёмы работы с текстом за пределами экзамена?
Конечно, да! А, главное, сколько возможностей для применения! Можно читать не всю документацию по работе, а сразу же найти необходимый участок и детально изучить только его.
Можно не читать все условия перевозок авиакомпании во время путешествия, а быстро найти абзац с параметрами провозимого багажа. Да все те же лекарства в путешествиях, условия оплаты или возврата билета.
Абсолютно все, с чем вы столкнётесь на английском в большом объеме, можно проанализировать при помощи scanning, skimming, detailed reading.
Главное, не забывать про них после сдачи экзамена, а активно внедрять в свою жизнь на английском языке!