Блоги Как учить языки Обзоры

КАК ТВОРЧЕСКИ ПОДОЙТИ К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА?

Что обычно происходит, когда учишь язык самостоятельно? Ставишь цель, выбираешь учебник, начинаешь заниматься…..занимаешься, занимаешься, проходишь урок за уроком, делаешь то, что предлагают составители учебника. Иными словами, идёшь по тропинке, накатанной другими.

Когда долго идёшь и делаешь одни и те же задания, то сам процесс изучения языка становится автоматическим и линейным. Вообще, одна из основных задач – замечать эти автоматизмы и учиться трансформировать их. Обычно за осознанность в обучении отвечает преподаватель. Но если учиться самостоятельно, то можно стать преподавателем самому себе. Это значит – встать на путь творчества и создавать свои собственные материалы, как если бы у вас были ученики, и вы бы разрабатывали это для них. Кстати, полезные советы о том, как работать с аутентичными учебниками, можно прочитать в статье “Что делать с современным учебником?”.

сам себе учитель

Когда учишь язык по готовой программе (даже если она разработана крутыми авторами и профессиональными методистами), ум затачивается на то, чтобы принять информацию из какого-то источника, будь то учебник, статья на иностранном языке или видео. Учебник становится опорой, от которой сложно оторваться. Когда сам разрабатываешь материалы, начинаешь смотреть на язык совершенно с другого ракурса.

Во-первых, начинаешь смело и активно работать с лексикой и грамматикой. Лексика превращается из списков слов в кирпичики, из которых можно строить собственные задания, а, соответственно, запоминается она в разы лучше.

Во-вторых, развивается осознанность и критическое мышление, потому что постоянно нужно анализировать, какую пользу может принести то или иное задание, какой навык оно развивает.

идеи дополнительных заданий

1.УГАДАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА

Когда читаешь статью или текст в учебнике, то, скорее всего, просто читаешь, выписываешь новые слова, учишь их. Что если перед тем, как начать читать статью, попробовать предугадать её содержание? Если вы читаете статью в журнале, можно выписать оттуда все заголовки и подзаголовки и на этой основе построить свой рассказ.

C:\Users\Psihoded\Documents\photo 2.jpg

Это задание позволяет опереться на тот язык, который уже есть, понять, что вам уже есть, что сказать по теме статьи, а также чего не хватает, чтобы выразить идею полностью. Останется лишь дополнить это знание новыми словами, конструкциями и идеями.

2. ОПИСАТЬ ПРИВЫЧНОЕ С НОВОГО РАКУРСА

В каждом учебнике есть тема “Путешествия”. Можно подойти к этой теме с другого угла и описать своё путешествие через призму 5 чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Тогда рассказ о путешествии обрастает сочными деталями. Ещё можно подтянуть и разнообразить лексику, которая связана с этими чувствами и эмоциями.

3. СОБРАТЬ КОЛЛЕКЦИЮ

Если вы проходите грамматическую тему, найдите примеры употребления этих конструкций в аутентичных источниках и создайте свою коллекцию. Для этой цели отлично подойдут сериалы. Возьмите одну серию и проанализируете её только на предмет грамматики, которую вы проходите. Эта грамматика появится в контексте жизненной ситуации и уже больше не будет просто правилом из учебника.

творческие проекты

Творческие проекты помогают избавиться от автоматического изучения, начать пользоваться языком как инструментом, чтобы выразить свою индивидуальность. Они также дают возможность присвоить себе всё, что вы учили, и вдохнуть жизнь в эти знания. Поделюсь несколькими проектами, которые делала сама.

1. НАПИСАТЬ КНИГУ

Серьёзно. Попробуйте написать свой собственный рассказ, не дожидаясь уровня С1-С2. На неделе письма в Language Heroes я написала небольшую историю на французском по книге с иллюстрациями Аарона Бекера “Путешествие”, хотя мой уровень был ниже A2. Это вдохновляет, помогает понять, что есть, а чего не хватает, чтобы выразить мысль на иностранном языке. Текст можно отправить на проверку на italki. Вообще, детские книги с иллюстрациями – отличный вариант для таких творческих заданий. Можно даже начать писать стихи. О том, как это делать, читайте в статье.

C:\Users\Psihoded\Documents\iV-o92U7Jmw.jpg

2. ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ

Если вы проходите тему “Искусство”, можно сделать проект собственной выставки и стать её куратором. Выбрать тему, подобрать картины, сделать презентацию, выбрать музей, в котором вы бы хотели её провести.

Во-первых, вы повторите всю лексику, с которой работали. Во-вторых, пока будете бродить по сайтам музеев, лишний раз столкнётесь с теми же словами или найдёте новые.

3. ИЛЛЮСТРАЦИИ

Если кто-то любит рисовать, то эти навыки тоже можно использовать в изучении языка. Например, сделать иллюстрацию своего любимого рецепта, подписать все ингредиенты, способ приготовления.

где брать идеи?

1. КНИГИ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Да, можно и нужно читать книги, которые написаны для учителей. Это не запретная зона для избранных, а территория, доступная для особенно любопытных Language Heroes. Можно почерпнуть многое о самом процессе изучении языка, найти интересные задания и взглянуть на язык с другой стороны.

  • Teaching Lexically by Hugh Dellar and Andrew Walkley – отлично структурированная книга для преподавателей с идеями о том, как работать с лексикой, грамматикой, чтением, аудированием, как разрабатывать упражнения на повторение материала. Одна страница – разбор одного аспекта преподавания с небольшой теоретической справкой, практическим упражнением и заданием. Откройте книгу на любой странице и попробуйте применить идеи к своему учебнику.
  • Teaching Unplugged by Luke Meddings and Scott Thornbury. Здесь собраны интересные идеи, которые помогут оторваться от учебника и остаться наедине с тем, что вы уже выучили. Идею о 5 чувствах как раз взяла из этой книги.

ВАЖНО! Большинство идей в этих книгах универсальны, поэтому их можно использовать и для других языков. Если вы хоть немного знаете английский, загляните туда, чтобы разнообразить свои занятия.

2. КНИГИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ИДУТ В ЛИНЕЙКЕ С УЧЕБНИКАМИ

Во-первых, все рекомендации даны в соответствии с программой учебника, который вы изучаете.

Во-вторых, там есть дельные советы о том, на что стоит обратить внимание и что вы могли упустить из виду, когда занимались сами.

3. СОБСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Можно придумывать задания и проекты, которые будут ценны и актуальны именно для вас.

Наверняка, каждый сейчас проходит какую-то тему в учебнике, читает статью или смотрит видео. Попробуйте поэкспериментировать, покрутить эти идеи с разных сторон, создать свои материалы или придумать проект. А потом проанализируйте, помогло ли это на вашем пути изучения языка.

Теги по теме:
Екатерина Луценко

Екатерина Луценко

Преподаватель английского и художник. Стараюсь объединить изучение иностранных языков и творчество в различных его проявлениях. Делюсь идеями в группе https://vk.com/goexploreeng.