Как учить языки Китайский Учим слова

Как выучить 2000 иероглифов за лето: опыт и инструкции от Юли, которая это сделала :)

Как выучить 2000 иероглифов за лето: опыт и инструкции от Юли, которая это сделала :)
PictureCredit
Выучи язык с авторами сайта!
Юля Малюк

Статья написана Юлей Малюк, которая прошлым летом поразила нас всех, выучив 2000 китайских иероглифов. Большое тебе спасибо за то, что ты с нами делишься!

Всем привет! Меня зовут Юля, я являюсь нынешним участником марафона в Lvl III, который вот-вот начнется. Очень хотелось бы поделиться своим опытом о том, как без вреда для здоровья вплотную заняться лексикой того или иного азиатского языка (а можно и другого любого :) В моем случае это был и есть китайский.

Прошлым летом, попав в лвл1 (сколько же времени прошло!), я приняла решение реанимировать находящийся в вялотекущей коме китайский, которым занималась я последние два года строго по настроению, то есть абсолютно бессистемно.

Не стоит и говорить, в каком состоянии был язык. Сперва, осознав, что пробелы есть чуть-ли не везде, я понятия не имела, за что браться. Только после того, как я поняла формат марафона, а именно формат первого уровня, вопрос ушел сам собой, так как весь «спектр» языка, от аудирования до письма, мы пробежали в фоновом режиме, каждый занимаясь своими конкретными целями. Своей целью я поставила тотальный набор лексики, которой мне так не хватало, чтобы перебраться на следующий уровень владения языком. Помимо основной цели мне нужно было провести мини-исследование, как лучше всего будет усваиваться материал. Забегая вперед, скажу, что эксперимент удался, и за неполные 10 недель мой словарь пополнился на ~2000 иероглифических единиц.

Самое главное правило, которое я усвоила за предыдущее лето, заключается в том, что нельзя пускать все на самотек.

Ориентируясь на большую цифру, следует контролировать процесс занятий строго в соответствии с заранее составленным планом. На протяжении 10 недель дневной нормой я обозначила себе 25–30 слов, чего было вполне достаточно, чтобы подтянуть уровень и сильно не нагружаться. Основная нагрузка в любом случае приходится не на само освоение материала, а на его повторение.

Повторение – вторая важная вещь, которую ни в коем случае нельзя упускать.

Так, решив отдохнуть денек-другой от нудной зубрежки уже якобы выученных слов, я теряла несколько дней, а то и больше, на очередную порцию лексики, и вместо этого заново учила материал предыдущих дней.

А если брать глобальнее, то 700 часов, проведённые мной в лвл1, без своевременного повторения могли стать просто цифрой, кучей потраченных нервов и ухудшением здоровья на общем фоне, из чего следует, что этот пункт, пожалуй, и является ключевым моментом для взятия большого пласта лексики, в куче которого пара сотен слов забываются совсем незаметно.

В прошлом году я день за днем повторяла все слова, выученные ранее, на что уходило порядка одного часа к 10 неделе.

В целях рационального распределения времени сейчас я практикую дополненную систему интервального повторения, которая действительно более практична и по времени, и по результативности.

Она представляет собой сеты повторений из нескольких этапов:

  1. Сразу после заучивания;
  2. Через 20 минут;
  3. Через 8 часов;
  4. Через сутки;
  5. Через 7 дней;
  6. Через две недели х4.

Непосредственно заучиванием я занимаюсь ранним утром, так, чтобы повтор через 8 часов приходился на вечер этого же дня, а не на следующий.

На моменте, когда я еще увиливаю от повторения, даже зная все возможные последствия, я ставлю напоминания, пишу заметки в ежедневнике, стикерами делаю себе напоминания в тетрадях и все, чтобы побороть ненавистную прокрастинацию и не уходить от плана. Я успела заметить, что при добросовестной работе к пятому этапу, мне, человеку с сильно развитой кратковременной памятью, удается перевести более 98% слов в запасы долговременной памяти, тем самым, поставив ее на границе с активным запасом, с чем я продолжаю работать дальше.

После второго этапа, не дожидаясь следующего интервального повторения, я начинаю вводить лексику в активный запас.

Делается это для того, чтобы в дальнейшем без проблем «вытаскивать» из головы то, что мне нужно.

Первое, что я делаю – записываю примеры правильного использования слова в контексте;

Второе – пишу сочинение-историю с использованием сегодняшней выученной лексики (обычно сочинение у меня выходит на 400-500 символов с привязкой к словам предыдущих дней, но в большей степени все зависит от того, какого рода историю можно написать с лексикой этого дня, добавляя все остальное).

Не забываю для уверенности отправить все на проверку носителям, исправлю ошибки, а затем, получив красочное, эмоциональное сочинение на выходе, приступаю к третьему этапу, вероятно, самому важному – произвольному пересказу. Для пущего эффекта иногда сажусь перед камерой и, предварительно прочитав пару раз свое переправленное носителями сочинение, начинаю пересказывать текст как можно подробнее с одновременным прокручиванием картинки в голове. И voi la! Так я значительно упрощаю себе жизнь тем, что не только зазубриваю лексику, но и делаю эмоциональную привязку.

Весь процесс до третьего интервального повторения в идеале должен занимать не более 4–5 часов, иначе не останется времени на все остальное, поэтому стоит быть пооперативнее. В конце дело остается за малым – крайне важным повторением.

Очень важна выборка источников лексики

За прошлое лето я просмотрела 15 книжек и потихоньку переходила с одной на другую. Сейчас я занимаюсь по пособию к подготовке к экзамену как основному источнику, через каждые два дня разбавляя учебниками с курсов с более разговорной лексикой. Когда считаю, что план перевыполнен, разрешаю себе воспользоваться готовыми наборами слов в том же ВК.

То есть, нужно четко обозначить определенную важность того или иного источника и включить все в план. Так можно исключить вероятность «кусочничества», когда я хапала все и всюду подряд, не обращая внимания на план, которого, кстати, у меня и не было.

В конце хотелось бы сказать непосредственно о способе запоминания информации.

Сперва можно провести свое исследование, чтобы выявить самый приемлемый способ для себя, а затем учиться комбинировать его даже с теми, которые работают хуже всего, чередуя их по «состоянию» повторяемой лексики.

К примеру, мне лучше всего дается запоминать иероглифы визуально. Пока я записываю их в тетрадь, то уже довольно крепко закрепляю их в голове; на втором этапе интервального повторения я пробегаюсь по списку глазами, озвучивая их; на третьем этапе приступаю к приписыванию каждого слова или словосочетания по 2–3 строчки, а через сутки я прописываю их в воздухе. На последние этапы повторения я перехожу на всевозможные флеш и не флеш карточки, такие как anki, trainchainese cards, pleco cards, etc. Если чувствую, что на следующий день повторения или через неделю я плохо помню более 30% лексики, я прибегаю к детальному рассматриванию каждого слова и словосочетания, то есть использую наиболее выгодный для себя способ, чтобы исправить ситуацию.

Выводом всего написанного смело заявляю, что в голове можно разместить и поболее 2-х тысяч иероглифов, главное найти приемлемую для себя систему, научиться правильно распределять свое время и придерживаться плана, а порядок организации проекта Language Heroes и его герои, постоянно воодушевляющие на продуктивную работу, только помогут в этом!)

А здесь вы можете почитать интервью с Аленой, которая за 2 потока смогла подготовиться к HSK6 и сдать его :) Она также делится информацией о том, как работает с иероглифами.

Обучение в Language Heroes