Это статья для таких же жадин, как и я: если печенья – то всю пачку, если хобби – то пять штук сразу, а если языки – так и все сто.
«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота…», или вместо вступления
Все началось с того, что я поступила в университет в другой город. С этого момента моя жизнь кардинально изменилась. Дома я была вечно занятым муравьем, который метался между школой и олимпиадами, музыкальной школой по классу фортепиано и вокала и курсами английского. В новом городе все пришлось начинать с нуля.
Весь первый семестр в университете я занималась тем, что заново зарабатывала себе репутацию «девочки-отличницы». Видимо, это сказывалась тоска по школьному образу, к которому я уже давно привыкла. Но чем ближе был конец семестра, тем явственнее я понимала, что что-то идет не так. Все сложилось так, что у меня было всего 10-12 пар в неделю, да и учеба была, преимущественно, во второй половине дня. «Наш факультет расслабил меня, – пожаловалась я однажды однокурснице. – Так много свободного времени – я совсем обленилась». Однокурсница со мной была вполне согласна.
Как я докатилась до жизни такой? Меня никто не заставлял вставать в шесть-семь утра, чтобы ехать на учебу. Сама же учеба заканчивалась при этом в пять, а то и в восемь вечера. Утром я спокойно спала, вечером, после учебы, отдыхала. Время при этом куда-то девалось.
В сутках больше двадцати четырех часов, или с чего начать
Жизнь не должна быть слишком простой, а если она такой становится, ее нужно срочно усложнить!
Я решила – если я буду тратить всего час в неделю на что-то интересное, то на учебе это никак не отразится. Приняв такое мудрое решение, я записалась на пробное занятие по воздушной гимнастике на полотнах. На этом, в общем-то, здравый смысл меня и покинул. Не прошло и недели, как я оказалась еще и в вокальном ансамбле. Этот ансамбль предполагал не только присутствие на репетициях три раза в неделю по два часа, но и, в перспективе, различные выступления – тоже, между прочим, требующие времени. Кстати говоря, никуда не делся и клуб дебатов, куда я вступила еще в начале учебного года, с его регулярными встречами и турнирами.
А языки? Решив раз и навсегда разобраться с вечным комплексом по поводу уровня моего английского, я подошла к преподавателю и попросила разрешения посещать его англоязычный курс вольнослушателем. Кроме того, я твердо (ну да, конечно) решила заниматься самостоятельно английским по учебникам. Но даже этого всего мне показалось мало. Уже в школе я хотела овладеть еще хотя бы одним языком помимо английского (в своих мечтах я свободно могла говорить на итальянском, ирландском и датском одновременно). Так в моей жизни появился французский.
Закончив загружать себя делами, я решила все же остановиться и подумать, откуда я буду брать на все это время. Осознав, что времени чуть больше, чем не хватает, я поняла: теперь можно паниковать спокойно. Со сном можно попрощаться, с едой – тоже, про соцсети я уже вообще не говорю. «Спасите!» – подумала я.
Но уже через две недели внезапно выяснилось, что сутки имеют свойство растягиваться. И если раньше по приезде в общагу я спокойно могла протупить часик-другой в интернете (а я даже не сериалы смотрела, я занималась именно этим!), то теперь я осознала всю ценность этого времени. За часик-другой, как оказалось, можно не только успеть дописать какое-нибудь эссе для курса, но и даже чуть-чуть позаниматься «своим» английским. И французским. И всем-чем-угодно. Да еще и лечь спать вовремя – вообще красота! Моя загруженность определенно положительно повлияла на мою дисциплинированность.
Вывод №1 (немного вредный): если вам кажется, что у вас больше нет времени ни на что, попробуйте впихнуть в свой график что-нибудь еще – а вдруг впихнется?
Делу – время, потехе – час, или два полезных помощника
До того, как внезапно превратиться в сумасшедшего трудоголика, я делала все свои дела по принципу: «Ну, пора бы уже хоть что-то и сделать». С новым режимом обнаружилось, что лишнего времени на раздумья у меня больше нет. Теперь надо было перестать тратить время на бесконечное «подождет до следующего дня/недели/тысячелетия». О, ужас для меня, бессовестной лентяйки! Состояние усугублялось еще и приступами безудержного перфекционизма, который приводил к тому, что я просто боялась начать что-то делать. Все равно идеально не получится.
Как бы то ни было, вряд ли моя извечная беда с раскачиваниями смогла бы навредить моей «официальной» учебе. Я школьница до мозга костей, и стремление выглядеть ответственным человеком перед преподавателями приводило к тому, что с домашними заданиями я как-то выкручивалась. Но с языками меня никто не контролировал: а перед самой собой я почему-то не боялась выглядеть безответственной. Поэтому мне было очень сложно убедить себя , что мои английский и французский так же важны, как и недописанное эссе с дедлайном, который был вчера. Следовательно, мне необходимо было в обязательном порядке включить в свое «резиновое» расписание как домашнюю работу, так и учебники по языкам.
Итак, я решила, что и на домашнее задание, и на языки – тоже строго отведенное количество времени. Моим помощником в этом деле стал таймер. Я просто засекала определенное количество минут – обычно не очень большое – и усаживалась за нужное мне дело. Никакого Интернета. Никакого отвлечения по сторонам. Только полное сосредоточение на том, что мне нужно сделать. Звонок таймера, сигнализирующий о том, что экзекуция кончилась, – и я могу снова вернуться к страданию ерундой. Идеально для того, чтобы продолжать быть зависимым от социальных сетей лентяем и при этом успешно саморазвиваться.
Вторым моим помощником стало составление четкого расписания. Довольно-таки реально успевать больше, если ты заранее рассчитываешь, чем, когда и как ты будешь заниматься. Но планировать вечерами свой следующий день мне тоже ужасно не хотелось: особенно учитывая факт, что я перманентно приезжала в общежитие после десяти вечера. Поэтому мне необходимо было срочно решить, куда же запихать несчастные английский и французский, чтобы не забывать уделять им внимание. Проанализировав свое расписание, я поняла, что свободного времени у меня не так уж и много: около часа между окончанием пар и вокалом, да несколько часов в дороге. Здесь стоит сказать, что общежитие мое находится в двух часах езды от факультета, а езжу я аж с тремя пересадками. «Конечно, приличное количество времени, да как бы им грамотно воспользоваться?» – подумала я.
На помощь мне пришли те самые пересадки, которые разбили мой путь на четыре отрезка времени: от общежития до метро, от метро до факультета, а также в обратную сторону. Время тут же перестало казаться безлимитным. «Так, – сказала я себе. – Можешь сидеть в своих интернетах, сколько душе угодно, но сначала изволь на промежутках времени №1 и 2 прочитать материал к паре, на промежутке времени №3 осиль кусочек книжки на английском, а на промежутке №4, пожалуйста, прогони весь квизлет». Разница оказалась колоссальной: «учиться в дороге» ленивец в виде меня никак не желал, а вот «прочитать 10 страниц книжки» – это задание понятное, выполнимое, и, в принципе, даже оставляющее время на безделье. Прочитал – молодец, отдыхай.
Вывод №2 (немного очевидный): реши, чем, когда и в каких объемах ты будешь заниматься. Для «не важных» дел лучше закрепить определенный промежуток времени в своем расписании.
Не бояться бросать, или путь к отступлению
Когда я резко лишила себя всего свободного времени, что у меня было, мне резко начало «фартить»: время появлялось просто из ниоткуда. Например, несколько недель подряд у меня просто не было двух пар по одному из курсов – заболел преподаватель. Я радостно использовала это время для всего, что просто «не влезало» в мой стандартный график: домашнего задания по другим курсам, английского, французского, и, естественно, безделья. Кроме того, я стала и злостным прогульщиком: прогуливала все то, что прогуливалось без последствий.
Не надо, пожалуйста, делать так, как делала я. Я и сама очень не люблю быть прогульщиком. Когда такое случается, это означает, что я не справляюсь. А если я не справляюсь – то, может, ну это все? Поэтому лично для меня важно научиться «бросать» лишний груз. Не можете учить десять языков одновременно и то и дело забрасываете какой-нибудь датский или украинский, удивляясь, почему нет никакого прогресса? Отложите на время беднягу и сосредоточьтесь на оставшихся девяти. Не получается хорошо рисовать, потому что не хватает времени из-за музицирования на всех инструментах симфонического оркестра по очереди? Чем-то придется пожертвовать ради прогресса в рисовании.
Не надо быть Россом Геллером и бояться (СПОЙЛЕР) стать трижды «divorced» со своими хобби. Ничего плохого в том, чтобы что-то бросить, нет: и не надо слушать уверения в том, что таким образом ты ничего никогда не добьешься. Почему приходится что-то бросать? Время, все-таки, оказалось не резиновым, и ты не успеваешь спать и есть. Не хватает времени на более приоритетные дела. Появилось что-то новое, что целиком и полностью захватило твое внимание. Тупо стало лень: и такое бывает. Стоит на время «развестись» с хобби, которое приносит радости меньше, чем все остальные, и проверить свои чувства расстоянием. Если спустя три месяца вы чувствуете невыносимую тоску по тому, чем когда-то занимались (у меня сейчас так с художественной гимнастикой и, почему-то, с испанским), значит, это – ваше.
Бросать что-то – трудно. У меня сейчас кризис в отношениях с клубом дебатов (хочу бросить, но жалко, зараза), и я пытаюсь его преодолеть. Честно, я не умею бросать увлечения. Но учиться этому – надо. Иначе неудачное хобби закроет вам дорогу к вашей настоящей «любви» – будь это десятый язык, какая-нибудь капоэйра, игра на скрипке или что-то другое.
Вывод №3 (немного противоречивый): ради нового хобби бросьте что-нибудь на время, чтобы вернуться к этому позже, – если захочется, конечно.
Статья взята с petitepolyglot.com
Не «выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок», или вместо заключения
Серьезно! Жадничать – хорошо. Иногда – даже полезно. Кто знает, может, в процессе «жадничания» вы найдете свое призвание. Бросать – тоже хорошо: но не тогда, когда этого требуют ваша работа/родители/муж/жена/сосед по лестничной клетке, а когда вы сами понимаете и осознаете, что это необходимо,
И, напоследок: не надо ни с чем заморачиваться. Стараться – надо. Делать хорошо – надо. А делать вот-прям-идеально, каллиграфически выписывая английские упражнения с помощью пера и чернил, – не надо. Если это, конечно, не еще одно ваше хобби.
Я, правда, надеюсь, что моя не самая серьезная статья окажется для кого-то в некотором роде откровением. Иногда о простых вещах стоит говорить – потому что иначе о них никто просто не думает.
P.S. И не сидите в социальных сетях. Даже по таймеру.