Блоги Как учить языки Мотивация

Как собраться и ничего не сделать

Как собраться и ничего не сделать
PictureCredit
Выучи язык с авторами сайта!

Я обожаю языки. Самым искренним образом. Но однажды я провела пять долгих лет, не притрагиваясь к ним вообще. Я располагала огромным количеством времени. У меня было желание учиться. Но что-то постоянно шло не так.

Оказалось, что люди состоят из предубеждений. И в плане изучения языков их тоже великое множество. Но я люблю анализировать и обобщать. Поэтому, встречайте: три основных врага будущего полиглота – наши представления о времени, объеме и качестве.

Время

Когда мы приходим в Language Heroes, вначале нас просят составить план. Обычно мы плохо представляем, сколько времени мы можем посвятить языку. Посвятить скорее морально, чем физически. Границы выносливости определяются только опытным путем. Никакими уговорами не удастся себя заставить концентрироваться на чем-то по-настоящему, если сил больше нет. Поэтому заботливый куратор проверяет план и всегда предупреждает, если считает нагрузку необоснованно высокой. Лучше медленно разгоняться, чем перегореть уже на старте.

Нам часто кажется, что обязательно нужно сесть и заниматься несколько часов подряд. Желательно ежедневно. Только так можно добиться результата. Но довольно сложно убедить себя в том, что у тебя есть время на язык, когда ты уверен, что на него придется убивать по пять часов в сутки. Или по два, но постоянно. Отнимая их у отдыха и нескончаемых домашних дел. Изо дня в день. Звучит как проклятье, правда?

Для меня все изменили мамочки из Language Heroes. Во-первых, с маленьким ребенком нет и еще долго не будет никаких “трех часов подряд”. Во-вторых, их и не подряд нет и не будет. Рассказы о часе занятий в день, да еще и разбросанном по частям на протяжении суток, перевернули во мне все с ног на голову. Оказывается, для изучения языка важнее иметь мотивацию, а не кучу времени. И гораздо полезнее суметь сконцентрироваться на десять минут и выжать из них все, что можно, чем два часа с умным видом сидеть над учебником. Особенно когда мыслями ты уже где-то далеко.

Объем

В отличие от объема в точных науках, объем работ напрямую связан со временем. Невозможно за пять минут прорешать половину учебника, как ни старайся. Но со школы мы измеряем успех количеством исписанных тетрадей или пройденных книг, а не результатом. Или, на крайний случай, временем, затраченным на его достижение. Неумелый учитель, который сам не заинтересован в своем предмете, задает ученикам переписывать учебник и уповает при этом на моторную память. В конце четверти, года, или семестра на протяжении всей учебной жизни у нас проверяют конспекты. Даже сданный по предмету экзамен не всегда освобождает от повинности в виде копирования часто просто бесполезной информации.

Все это кончается тем, что мы постоянно тянемся за ручкой и бумажкой вместо того, чтобы загружать информацию напрямую в мозг. Переписывание, за много лет ставшее одним из видов медитации, отнимает время. Но при этом только создает иллюзию учебного процесса. Пока мы заняты копированием с целью “получше запомнить”, наше внимание переносится с содержания на форму. Весь смысл в очередной раз проносится мимо сознания, но при этом возникает ощущение выполненной задачи. Мы ставим галочку там, где ее не должно быть, а потом не понимаем, почему нам не продвинуться дальше.

Так мы упускаем массу настоящих возможностей для учебы, тратя время нерационально. Да, сборник упражнений по грамматике полезен и хорош. Но только когда ты действительно на нем сосредоточен.

С книгами – немного другая история. В нашей культуре начитанность – крайне важное качество. Но из озабоченности чтением тоже возникает проблема – по каждому языковому вопросу, который нас интересует, мы храним горы учебников. У меня, например, есть длинные списки литературы на любой случай лингвистической жизни. Думаете, я читаю из этих списков книгу за книгой? Да я не читаю вообще ни-че-го! Бесконечность парализует.

 Качество

Все должно быть идеально. Не собираешься сделать идеально – не берись вообще. Не смей открывать рот, если не уверен в безукоризненности будущего предложения. Просто хлопай глазами – сойдешь за умного. Экстенсивное чтение – нет, не слышали. Читать, не разбирая каждое слово, – не для нас. Общаться с иностранцем, владеющим английским не как родным, – пустая трата времени. Да что вообще он может знать! Еще ошибок наделает, а мы их запомним. Слушать подкаст по дороге на работу? Нет, только дома, за столом, записывая его на слух дословно. Посмотреть фильм на языке для удовольствия? Включите субтитры и нажмите на стоп, я ж записываю!

Сколько всего я не посмотрела, не прочитала, не сделала просто потому, что “идеально или никак”! Я покупала книги, но гасила в себе интерес, потому что момент был недостаточно подходящим. Представляла, как однажды я прочитаю их, разобрав каждое словечко. А для каждого слова выпишу из словаря весь миллион значений. И, конечно же, все это выучу. Хотите знать, сколько слов я знаю, благодаря этим книгам? Ни одного. Те книги до сих пор где-то валяются, потому что идеальный момент для такой грандиозной работы за десять лет так ни разу и не наступил.

Нет ничего зазорного в том, чтобы делать все максимально хорошо. Но язык – это не только учеба. Это жизнь. А жизнь устроена так, что в реальной ситуации мы, вероятно, поймем не все. А рядом не окажется словаря с кучей значений, да и субтитры к речи живых людей не включишь. Нужно будет просто выживать. Хотя бы поэтому важно сделать над собой усилие и позволить несовершенству ворваться в языковую жизнь.

Как вы заметили, время, объем и качество сильно связаны между собой. Иногда трудно понять, почему так сложно просто взять и протянуть руку к учебнику. Но тщательного анализа тут и не требуется. Чтобы что-то сделать, нужно начать и продолжать это делать. А все предрассудки отгонять от себя, как назойливых мух.

И пусть не будет в вашей жизни ни дня без любимого языка.

Автор статьи: Александра Лифатова, паблик Александры – Without Fear | Языки против страха. Финалист потока Language Heroes.

Обучение в Language Heroes

    Александра Лифатова

    Учу языки, преподаю языки, люблю языки. Ищу противоядие от страхов, которым подв­ержены начинающие по­лиглоты и просто сте­сняши.