Визуализация – это единственное, что позволяло древним людям получать новую информацию. По одну сторону природа и конкретные действия, по другую – человек с указательным пальцем и бессмысленным мычанием. Когда мы изучаем иностранный язык, недостаточный запас лексики делает нас подобием древних людей: указательный палец, мычание или молчание и… Да, в этой цепочке непременно должна быть визуализация, иначе языковая эволюция в нашем сознании не произойдет никогда.
В этой статье мы рассмотрим три эффективных способа интенсивного расширения лексической базы на уровнях B1-B2 с помощью графики. В нашем случае будем использовать бесплатный функционал онлайн-редактора Canva.
Почему мы остановились именно на этих двух уровнях? Дело в том, что, когда вы уже владеете иностранным языком в диапазоне B1-B2 и при этом находитесь не в языковой среде, у вас возникает коварное чувство самоудовлетворения. “Я могу поддержать беседу, могу объяснить или спросить что-то, знаю, как будет на итальянском “бегемот”, – думаете вы, и это лишает стимула работать над собой в прежнем темпе. В итоге вы и не новичок, но и до уровня “эксперт” еще очень далеко.
В этот момент и нужно максимально подключать визуализацию, чтобы сдвинуться с мертвой точки.
1. Работаем с фотоколлажами
Почему нельзя работать с одной фотографией? Предположим, вас сильно раздражают люди в шляпах. Вы находите фото с каким-нибудь ковбоем и пытаетесь выразить и запомнить следующую мысль: “Меня до жути раздражают люди в шляпах. Не знаю, почему, не могу понять причину, просто бесит и все!” Непростая стилистическая конструкция для уровней B1-B2. Сформулировали, выразили, следующее фото на совершенно другую тему, потом еще одно, еще десять… Стоп, а как там было со шляпами? Вы забыли, потому что это не пережили этот момент, не собрали несколько разных людей в разных шляпах, чтобы погрузиться в ситуацию: вот они все, этот, и этот, и вот эта… все вымогают!
На странице создания фотоколлажа вы максимально концентрируетесь на своей эмоции, выражая ее по отношению к ребенку, к пожилому мужчине и даже двум милым девушкам. С этого момента каждый раз, когда вам будет встречаться такой человек, вы будете пользоваться заложенными в подсознание образами. Почему вы никогда не забудете слово “кофе” или, например, “мыть”? Потому что это частые ситуации, не требующие искусственного моделирования. Уровень B2 за пределами языковой среды нужно преодолевать именно с помощью таких симуляций: создать условие и пережить его.
2. Строим графики
Этот формат предоставляет практически безграничные возможности в вопросе расширения лексического запаса.
- Диаграммы связей (они же mind map): очень эффективный инструмент для работы с антонимами, синонимами, а также взаимосвязанными понятиями; построение логической цепочки или мысли (обратите внимание, что вам не нужно заниматься дизайном, вы просто меняете текст, или цвета, если оригинальные вызывают дискомфорт).
В примере выше мы взяли за основу впечатления от нового фильма. Диаграмма, во-первых, устанавливает четкую планку – не менее шести комментариев по теме “Капитан Marvel”, во-вторых, требует быть лаконичным и внимательным к деталям, то есть банальными фразами по типу “Мне очень понравился этот фильм”, “Фильм интересный, и актеры хорошо играли” уже не отделаешься.
В нижней части вы не копируете, а заново пишете все то же самое (за исключением пары связок), чтобы закрепить новые слова, и поток мысли с их использованием.
- Диаграмма связей в виде списка: отличный графический шаблон для работы с антонимами и синонимами (мы приводим примеры на русском, чтобы принцип был понятен и тем, кто изучает английский, и тем, кто изучает, например, японский язык).
В одном и том же файле каждый день вы просто добавляете одну новую страницу (можно даже сделать копию предыдущей), меняете дату. В левой колонке можно добавить какой-то статус, например, “Настроение сегодня отличное. Немного устал, но нужно позаниматься, тем более что не так уж много надо учить. Поехали!” Три синонима – функция по умолчанию, и это оптимальный вариант, потому что пятые, десятые значения одного и того же явления или состояния – задача уровня C2, то есть практически уровень носителя.
И еще один важный момент: если вы хотите вписать в качестве синонима фразеологизм, откройте Google и поищите его в кавычках, например, “чесать левой пяткой правое ухо”. Так вы сможете примерно оценить насколько часто и используют ли вообще носители языка это выражение в повседневной жизни. Если результатов мало и они встречаются в основном в книгах Google и научных статьях, не забивайте свою голову “мусором”, найдите современный аналог, которым пользуются все и постоянно. Хороший способ запоминания слов и словосочетаний описан в статье Леттеринг для полиглотов: как написать слово так, чтобы никогда его не забыть.
3. Актеры без камеры
Одна из самых сложных частей любого иностранного языка – название должностей, профессий и специальностей. Как правило, в этом вопросе огромную роль играют особенности системы образования и профессионального сообщества конкретной страны.
Возьмите, например, титры в конце фильма: кто все эти люди? Помощник ассистента менеджера по закупкам оборудования для декораций… Пример, безусловно, утрированный, но логика в том, что, когда вы научитесь с ходу ориентироваться в названии профессий, ученых степеней и должностей из любой сферы, вы отметите зеленой галочкой огромный пласт информации на изучаемом иностранной языке.
Используйте бесплатный конструктор визиток, выберите любой дизайн и каждый день представляйте себя в новой роли.
Работы минимум, но эффект при этом многополярный (разумеется, если включите фантазию по-максимуму):
- Повышенная концентрация на конкретном определении (если вы просто выпишете в блокнот “директор метеорологической станции” или “доктор физических наук”, то, скорее всего, максимум через месяц уже забудете, как это будет на иностранном языке, поскольку это останется абстрактным понятием, никак не связанным с вашей реальной жизнью).
- Запоминание профессиональной, но при этом не узкоспециализированной терминологии. То есть заучивать определение “кучевые облака” на уровне B2, разумеется, не нужно, но желательно знать словосочетание “метеорологическая станция”.
- Отработка правильного формата адреса, особенно если иностранный язык необходим для карьеры.
- Файл со всеми визитками, сохраненный непосредственно в личном кабинете Canva, в формате pdf, в виде отдельных изображений или каком-либо другом формате всегда можно использовать для повторения пройденного.
Вывод
Система, которую мы предложили в этой статье, не является догмой. Ее можно видоизменять как угодно, поскольку у каждого человека свои индивидуальные особенности восприятия информации. Суть в том, что для успешного преодоления проблемных уровней B1-B2, необходимо практически все пропускать через визуализацию. Это либо собственный реальный опыт, либо мысленно проигрываемые фантазийные сценарии.
Кроме того, подобная работа с графикой для совершенствования языковых навыков хорошо дисциплинирует, особенно в случае с первой диаграммой связей. Если вас интересует временной вопрос, советуем прочитать материал Сколько времени нужно, чтобы выучить язык: немного математики для иняза .
Наконец, вы сможете объективно оценить сильные и слабые стороны во владении языком – каждая незаполненная графа будет означать отсутствие необходимых знаний, которые нужно восполнять, чтобы приблизиться к уровню C1.
Вы также можете экспериментировать с любыми другими вариантами дизайнов, например, флаерами, что поможет разработать навыки детального, но в то же время лаконичного описания событий и объектов.
Сделайте флаер своей квартиры, места, в котором мечтаете побывать, намечающейся вечеринки и так далее. Добавьте собственные фотографии или снимки из многомиллионной бесплатной библиотеки Canva, ответьте на главные вопросы: что, где, когда и почему это так здорово – еще одна симуляция реальности, которая запомнится надолго.