Чтение на английском – большая человеческая радость и существенное подспорье для всех, английский язык изучающих. И вовсе не обязательно мучить себя тысячастраничными фолиантами или унылой классикой, навевающей здоровый сон. Ведь существуют еще и комиксы!
Герои комиксов и сами комиксы давно стали частью нашей повседневной жизни. Если еще в моем детстве (не таком уж и далеком, между прочим) издание «Как рисовать комиксы в стиле Марвел» (“How To Draw Comics The Marvel Way“) Стэна Ли воспринималось как экзотика, то сегодня персонажи пресловутого Марвел присутствуют буквально повсюду. И почти каждый знает в лицо даже Доктора Стрэнджа и каждого из людей-Икс, не говоря уже о хрестоматийном Человеке-Пауке.
И можно с удовольствием почитать о приключениях любимых (или просто известных) персонажей на английском, тем более что это не только приятно, но еще и может принести вполне ощутимую пользу.
Чем именно хороши комиксы
Комиксов много, хороших и разных. Существуют просто рисованные истории, масштабные графические романы и совсем коротенькие стрипы. И каждый может выбрать себе по душе и желанный объем, и любимую стилистику. А еще – подходящую возрастную категорию. И соответствующий уровень сложности.
В комиксах рассказ и визуальное изображение – едины. Читая книгу, мы просто вынуждены воображать себе героев, разнообразный антураж и стаффаж. А читая комикс, мы видим все своими глазами, и нет никакой необходимости напрягать фантазию. Мы можем точно понять, что именно хотел сказать автор, и каким он сам видел происходящее.
В комиксах, в отличие от фильмов, сюжет отображается целиком. И читателю не приходится мучительно гадать, что побудило героя к действию, – зачастую автор сам демонстрирует нам мысли персонажа. А иногда и его богатый внутренний мир.
К тому же чтение комикса не занимает много времени, позволяет легко пополнить активный словарный запас и заодно разобраться в хитросплетениях грамматических конструкций, о чем замечательно рассказывает Владимир Савкин в своей статье “Люди Икс, Харли Квин и Ходячие Мертвецы. Чему могут научить персонажи комиксов“.
А еще комиксы могут быть завлекательными, по-настоящему страшными, волнующими и заставляющимися задуматься. И пять комиксов, о которых мне бы хотелось вам рассказать, как раз из их числа.
5 замечательных комиксов с затейливым сюжетом
“Marvels“
Многочисленная продукция издательства “Marvel Comics“ ныне весьма популярна и несколько специфична. В уже упомянутой книге “How To Draw Comics The Marvel Way“ Стэн Ли (создатель множества персонажей комиксов Marvel) перечисляет характерные черты комикса в стиле Марвела: герои с гипертрофировано развитой мускулатурой, динамичное повествование, обилие эффектных ракурсов, призванных нагнетать эмоциональное напряжение. При этом основной персонаж зачастую внезапно становится обладателем каких-то супер-способностей, ищет себя в новом качестве супер-героя и по традиции спасает мир. За это мы его и любим.
Но в 1994 году вышел комикс “Чудеса“ (в оригинале “Marvels“ – a comic book written by Kurt Busiek, painted by Alex Ross and edited by Marcus McLaurin, published by Marvel Comics in 1994). И этот комикс продемонстрировал привычный уже сюжет с несколько неожиданной стороны – с точки зрения не героя, а совершенно обычного человека. Фотограф Фил Шелдон становится свидетелем того, как на улицах Нью-Йорка начинают твориться самые настоящие чудеса, связанные с появлением первых супер-героев. Фила, как и остальных обыкновенных людей, терзают разом шок, недоверие, ужас, гнев и страх – такой сильный, что проще не верить своим глазам, чем осознать происходящее. С появлением мутантов, нового витка эволюции, приходит еще и горечь, ведь, по сути, homo sapiens устарели и обречены на вымирание. Что все эти чудеса на самом деле означают для людей? Мир изменился, и уже никогда не станет прежним.
Помимо оригинального сюжета, комикс “Marvels“ обладает еще и удивительно приятным оформлением. Это уже не широко распространенный сегодня digital art, тут каждая страница – произведение искусства, выполненное с любовью и тщательностью.
“The League of Extraordinary Gentlemen“
Комикс “Лига выдающихся джентльменов“ (в оригинале – “The League of Extraordinary Gentlemen“ – a comic book series co-created by writer Alan Moore and artist Kevin O’Neill which began in 1999), напротив, является обладателем вполне стандартной сюжетной линии. Несколько персонажей, имеющих, разумеется, супер-способности, объединяются для защиты Британии и всего мира.
В этом комиксе хорош именно подбор героев – членов Лиги выдающихся джентльменов: Мина Мюррей (укушенная самим Дракулой героиня романа “Дракула Брэма Стокера“), Аллан Квотермейн (блестящий охотник немолодого уже возраста), Капитан Немо (легендарный персонаж романов “Двадцать тысяч лье под водой“ и “Таинственный остров“ Жюля Верна), Генри Джекил и Эдвард Хайд – один в двух лицах (персонаж романа “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда“ Роберта Стивенсона), Хоули Гриффин (человек-невидимка из одноименного романа Герберта Уэллса). То есть речь здесь идет о своеобразном объединении персонажей, каждый из которых имеет собственную предысторию из классики. Члены Лиги – не положительные герои, а личности, обладающие привычками, которые даже при большой доли деликатности не назвать невинными.
“The League of Extraordinary Gentlemen“ – комикс довольно своеобразный, с непростым языком и неожиданными вкраплениями фраз на других языках, в том числе и китайском.
“Sin City“
Торжество мрачного визуального ряда, более чем узнаваемый стиль, жестокость на грани с психопатией – все это о цикле комиксов “Город грехов“ (в оригинале “Sin City“ by Frank Miller, 1991-2000).
Сам цикл состоит из нескольких отдельных новелл, сюжеты которых переплетаются между собой. Действие происходит в вымышленном городе Бэйсин-Сити (в оригинале название – Basin City, трансформировавшееся в Sin City). Здесь творится такой разгул преступности при полном попустительстве до предела коррумпированных представителей власти, что непонятно вообще, как в таком месте выживают обычные, нормальные люди. И есть ли они в этом городе в принципе. Типичный герой Sin City – не пример для подражания с точки зрения образа жизни или социальной адекватности. Но в критической ситуации он демонстрирует самые лучшие человеческие качества, после чего чаще всего и погибает.
“Sin City“ выделяется из общей массы графических новелл еще и благодаря чрезвычайно романтично-пафосному слогу (“She`s late, like she always was. And like always, she`s worth the wait“, “The night falls and there`s nowhere to hide“). Так люди в реальной жизни не разговаривают, но есть в этом свое очарование. В целом, этот комикс способен вызвать у читателя или недоумение, смешанное с отвращением, или самое настоящее восхищение.
“The Sandman“
Серия комиксов “Песочный человек“ (в оригинале “The Sandman“, 1989-1996) была создана по сценарию Нила Геймана (Neil Gaiman). Сюжет хорош настолько, что визуальный ряд в принципе не имеет значения – хотя и он здесь более чем достойный. Речь в комиксе идет о Морфее – Повелителе Снов. Тайный Орден оккультистов пытается пленить его старшего брата – Смерть, но в результате магического ритуала в заточении оказывается Морфей. Повелитель Снов терпелив, но злопамятен, и, выбравшись из плена после долгих 70 лет, убедительно мстит. А заодно старается возместить ущерб, причиненный его Царству Снов за время его вынужденного отсутствия, и ищет похищенные инструменты – они же магические артефакты для более эффективного управления снами ныне живых и всех прочих.
В “The Sandman“ повествование идет медленно, не торопясь, и – затягивает. Если первые три десятка страниц одолеваешь с трудом, продираясь через непростой язык, то от продолжения просто не можешь оторваться. В этом плане “Песочный человек“ – идеальный вариант для чтения на английском без словаря, когда значение неизвестных слов воспринимается благодаря контексту.
“Death Note“
Отдельное место в нашем списке занимает “Тетрадь смерти“ (в англоязычном издании “Death Note“, в 2007 вышла в США). Это японская манга, созданная в 2003-2006 годах, автор Цугуми Оба, иллюстратор Такэси Обата. Сюжет ее можно описать Воннегутовским “Богу стало скучно“ (“God got lonesome“). Очаровательный Бог Смерти Рюк, заскучав в мире мертвых, подбрасывает в мир живых Тетрадь смерти – идеальное орудие убийства. Если записать в нее имя человека – тот умрет. Тетрадь смерти находит Лайт Ягами – лучший ученик Японии, который мечтает изменить мир к лучшему. С помощью Тетради смерти он сможет избавить общество от преступников и, поколебавшись немного, Лайт с истинно ученическим трудолюбием берется за дело. Дальнейшее развитие сюжета наглядно демонстрирует, как может развратить душу власть над чужими жизнями, даже если изначальный замысел был совсем неплох.
Существенный плюс чтения манги на английском состоит в значительно большем разнообразии изданий – по сравнению с изданиями на русском. И, что оценят ценители, переводы на английский появляются в продаже раньше – та же “Death Note“ вышла на английском в 2007 году, а в России – в 2009-2012.
Читайте в свое удовольствие! И пусть множество изданий – хороших и разных – принесут вам бездну языковых радостей!