История языка Редкие языки Хинди\Урду

История индийских языков ( хинди)

hram
Выучи язык с авторами сайта!

В Индии говорят на огромном количестве языков и диалектов. Путаница между ними настолько широкомасштабна, что временами невозможно понять: перед нами какой-то из диалектов хинди или уже отдельный язык. Впрочем, такое иногда встречается в пределах одного государства, жители которого говорят на множестве разных диалектов. Что неудивительно, если вспомнить теорию праязыка. По этой теории все современные языки произошли от относительно небольшого количества древних языков, то есть изначально были просто диалектами. А уже потом, спустя время, развились в отдельные языки. И этот процесс, по-видимому, в каком-то смысле продолжается и в настоящее время.

Государственные и национальные языки Индии

Государственных языков в Индии на данный момент два: хинди и английский. А вот национальных языков гораздо больше, довольно сложно разобраться, где там диалект, а где самостоятельный язык. Бенгальский, панджаби, урду, хинди, тамильский, телугу и даже мёртвый санскрит – всё это национальные языки Индии (впрочем, в этом списке я не перечислила и половины).

Периодизация истории развития индийских языков

История развития индийских языков подразделяется на три периода:

  1. Древний период (1500 г. до н.э. – 500 г. до н.э.)
  2. Средний период (500 г. до н.э. – 10 век н.э.)
  3. Новый период (10 век н.э. – настоящее время).

Древний и средний период

Памятниками того периода являются религиозные тексты, веды:

  1. Ригведа (“веда гимнов”)
  2. Яджурведа (“веда жертвенных формул”)
  3. Самаведа (“веда песнопений”)
  4. Атхарваведа (“веда заклинаний”)

Ригведа – древнейший памятник литературы того периода, да и вообще – один из самых древних религиозных текстов в мире. По оценкам учёных, она была составлена примерно в 1700 – 1100 г. до н.э.

Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа примерно того же периода, но чуть “помоложе”: время их написания – 1200 – 800 г. до н.э. В Яджурведе впервые упоминаются числа от одного до триллиона.

Примерно с 7 по 4 вв. до н.э. был написан знаменитый индийский эпос “Рамаяна”, в котором повествуется история Вишну Рамы, чья жена Сита была похищена ракшасом.

Несколько позже (временные рамки сильно размыты) появляется ещё более знаменитый (полагаю, спасибо сериалам и “списку Бродского”) индийский эпос “Махабхарата”, который в Индии иногда называют “пятой ведой” после Ригведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарваведы.

В древний период языки Индии стали делиться на пракриты и санскрит. Пракриты были диалектами простого народа, а санскрит – язык, имеющий собственные нормы грамматики, язык литературы, искусства – в общем, язык образованной элиты. Самым известным трудом по грамматике того времени является “ Аштадхьяи” (“Восьмикнижье”) за авторством Панини, древнеиндийского учёного. Некоторые его труды до сих пор переиздаются в Индии и используются для изучения студентами санскрита.

Также в этот период, возможно, жил и творил великий индийский поэт Калидаса (автор эпосов “Рагхувамша” и “Кумарасамбхава”), однако эта датировка очень и очень приблизительная, поскольку никаких подробностей о его жизни не сохранилось. Истории о жизни Калидасы можно почерпнуть из старых индийских легенд, но они, конечно, не могут быть по-настоящему достоверным источником. Однако в произведениях этого поэта присутствует как санскрит, так и формы пракрита, что позволяет считать временем его жизни конец древнего периода – начало среднего, когда в литературу начали проникать крупицы “простонародного” языка.

Одна из существовавших в то время форм пракрита называется пали. Его распространение связано с распространением буддизма на территории Индии. Впервые он встречается именно в буддийских трудах, в частности, в буддийских текстах Тхеравады (другое название: стхавиравада, одна из самых ранних буддийских школ, старейшая из существующих в наше время).

Когда пракриты проникли в литературу, они перестали быть “чисто народными” наречиями, а “чисто народные” наречия продолжили развиваться сами по себе, что привело к образованию апабхранши, разговорных наречий. Именно они, возможно, и положили начало современным языкам Индии.

Современность

Существует определение хинди как “стандартного” хинди и как группы “языков хинди”.

Основой “стандартного” хинди, так же как и урду, стал диалект кхари-боли, возникший, как считается, в 13 – 14 вв., во время мусульманского завоевания Индии. Собственно, кхари-боли возник вследствие необходимости взаимодействия между мусульманами и местным населением. В речи мусульман, естественно, постоянно проскакивали персидские, турецкие, арабские слова, что по итогу привело к развитию нового диалекта, вместившего в себя все эти наречия. “Стандартный” хинди можно в какой-то степени обозначить как санскритизированную форму кхари-боли, избавленную от некоторых мусульманских заимствований.

Если же говорить о хинди как о группе языков, то в неё входят, например, брадж (другие названия: брадж бхаша / брадж бхакха/ бридж бхаша / дехати забан / антарведи), авадхи (другие названия: косали / байсвари /пурби), багхели и другие языки. Вообще, мнения об этих языках расходятся: их называют то отдельными языками, то диалектами языка хинди.

Честно говоря, мой мозг иногда просто-напросто закипал при попытках понять, что из этого скорее диалект, а что – скорее отдельный язык. Пишешь “диалект хинди”, а потом ныряешь вглубь этого потока информации и выясняешь, что информация-то устарела, и это уже никакой не “диалект”, а вполне самостоятельный язык, который раньше считался диалектом, а теперь вот “вырос” до гордого звания языка. Впрочем, не может не утешать то, что во всей этой круговерти даже учёные-то с трудом разбираются, не говоря уже о простых смертных. Однако, согласитесь, это всё равно интересно.

Хинди – определённо не самый простой для изучения язык, да и в истории его и родственных ему языков можно запутаться на раз-два. Но всё же от его красоты, от его древности, многообразности и монументальности не может не захватывать дух. Поэтому изучать его, несмотря ни на что, – одно удовольствие.

PictureCredit

Обучение в Language Heroes

Полина Калинина

Мне 22 года, и я очень люблю языки и всё, что с ними связано. Есть неоконченное высшее образование, которое я планирую всё же окончить - я начинала учиться на преподавателя немецкого языка.