Что мы знаем о немецком искусстве? Наверное, не так много. Я сама не могла похвастаться своими знаниями в этой области до того момента, пока в нашу образовательную программу не включили предмет «Искусство в немецкоязычном пространстве». На парах мы изучали биографии знаменитых художников, архитекторов, актёров и режиссёров, рассматривали работы и анализировали их с разных позиций. Именно на третьем курсе мне открылся мир живописи. Раньше я ходила в картинные галереи, но не вглядывалась в детали, не связывала произведение творца с его биографией. Теперь, прежде чем отправиться в музей или в картинную галерею, я изучаю дома выставленные экспонаты, читаю информацию об их создателях, смотрю видео (советую прочитать статью Маргариты Дубинской «Научно-популярные YouTube-каналы на немецком») и в каждой работе ищу их взгляд на проблему.
Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer)
Не было бы печатной графики, какую мы знаем в истории искусства, без Альбрехта Дюрера. Помимо графических работ, прославивших его, он писал на заказ картины с религиозными мотивами и портреты. Они отличаются точностью и красочностью. Дюрер был и остаётся самым знаменитым художником, которому удалось соединить северный стиль с итальянским ренессансом.
«Автопортрет в шубе» «Sebstbildnis im Pelzrock» ( слева) хранится в Мюнхене, в Старой пинакотеке,
«Автопортрет с остролистом» «Selbstbildnis mit Eryngium» (слева)из парижского Лувра.
Дюрер за свою жизнь написал около 20 автопортретов. Остановимся на двух совершенно разных работах.
На первый взгляд, мужчина слева на картине напоминает Спасителя: симметричность, расположение рук, напоминающее жест благословения, парящие буквы. Но нет, на картине Альбрехт Дюрер. Его пальцы держат ворот богатой шубы, печальные глаза выражают всё человеческое горе. Надпись справа гласит: «Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками». Раньше художник воспринимался исключительно как ремесленник. Портрет в шубе – это вызов публике, говорящий о том, что художник – это творческая личность, избранник божий.
Интересна история написания второго автопортрета с остролистом. Во время путешествия по Верхнему Рейну отец сообщил, что подыскал ему богатую невесту и Дюрер должен написать свой портрет, чтобы послать девушке. Что же придумал наш художник? Он нарисовал себя с театрально-карнавальной элегантностью: в шляпе, похожей больше на цветок, чем на шляпу, в белой рубашке с красной шнуровкой. В его руке остролист – символ страданий Христовых, отсылающий нас к терновому венцу. Надпись наверху звучит: «Meine Sachen werden von oben bestimmt». Скорее всего он намекает, что решение жениться принял отец, и никто не сможет отнять у него свободу. Отказала ли девушка, после такого послания? Нет. Агнес (так звали девушку) и Альбрехт поженились, но их брак нельзя было назвать счастливым.
Лукас Кранах Старший (Lucas Kranach der Ältere)
Лукас Кранах − знаменитый художник ренессанса, чья мастерская пользовалась такой же популярностью, как мастерская Дюрера. В своих работах он связывал пейзажные зарисовки со сценическими событиями, что придавало своеобразную романтичность образам. Его наследие – это преимущественно портреты, алтарные работы, гравюры религиозного и мифологического содержания. Большую роль на его творчество сыграло знакомство с Мартином Лютером. Изображая известного реформатора и его соратников, он тем самым распространял лютеранские идеи по всей Германии. Кстати, Кранах обладал способностями к предпринимательству. Он придумал способ быстрого тиражирования картин – использования трафаретов и образцов отдельных фигур. Так он впоследствии стал одни из самых богатых жителей Виттенберга.
«Юдифь с головой Олоферна» «Judith mit dem Haupt des Holofernes» ( слева) из коллекции Охотничего дворца Груневальда.
«Портрет Сибиллы Клевской» «Porträt der Prinzessin Sibylle von Kleve» ( справа) находится в Государственном художественном собрании в Веймаре.
Эти картины выбраны не случайно. Сибилла (справа) стала музой Кранаха и эталоном красоты для других художников. Можно заметить такие же рыжие длинные волосы, миндалевидные, слегка раскосые глаза, острый подбородок на других картинах: если посмотреть на Юдифь(слева), то заметно явное сходство.
Юдифь − символ борьбы иудеев против угнетателей на Ближнем Востоке. Воинственности ей придают меч и сжатые губы. Предание гласит, что девушка отправилась в лагерь врагов и не побоялась встретиться лицом к лицу с полководцем Олоферном. Опоив его, она убила его, тем самым спасла родной город от гибели. Героиня положительная, если следовать сказанию. Но посмотрите на её скрюченные некрасивые руки: на мой взгляд, именно через них автор передаёт своё отношения к героине.
Получается, Дюрера мы определяем по графической точности, религиозным мотивам, Кранаха − по пейзажам, по картинам рыжих девушек с острыми подбородками.
Надеюсь, вы почувствовали мою любовь к немецкому искусству. Прикоснуться к прекрасному нам также предлагает Гаухар Буханова в статье «Моне и его кувшинки».
Хотелось бы посоветовать школу Language heroes, где прививают не только любовь к языкам, но и любовь к культуре изучаемых стран.
Полезные ссылки
Видео про художников:
- Die Cranachs und die Moderne im Mittelalter | Dokumentationen und Reportagen:
- Albrecht Dürer Superstar – der erste moderne Künstler? | Terra X:
Подборка интересных статей:
- Dürer – ein Meister seines Fachs: https://www.dw.com/de/d%C3%BCrer-ein-meister-seines-fachs/g-17172157
- Lucas Сranach der Ältere: der Maler als Marke: https://www.dw.com/de/lucas-cranach-der-%C3%A4ltere-der-maler-als-marke/a-38263472