Ребята и девчата, которые планируют сдавать FCE/CAE/CPE!
Хочу поделиться с вами советами из собственно опыта сдачи и подготовки к этим экзаменам. Сдавала я САЕ, это было несколько лет назад, сдала на А, сейчас хочу подготовиться к СРЕ.
Сразу предупреждаю, будет много букв (краткость – вообще не мой талант), поэтому советую сходить за чаем и печеньками
Итак, вы, наверное, знаете, что в экзамене 5 частей (в FCE и САЕ технически сейчас 4, но на практике все равно 5).
1. Reading
Тут главное не паниковать, так как большие тексты могут пугать, а задания, где “ну ведь все варианты подходят” вообще вводить в ступор. Но у нас ограничено время, и мы не можем тратить его на панику. Застолбились на одном задании – пропускайте! Вернетесь позже.
Не нужно сразу читать текст слово в слово. Сначала reading for gist, то есть пробегаемся глазами, понимаем о чем вообще речь, потом читаем ВОПРОСЫ, а потом уже находим ответы в тексте (scanning reading).
ПОДЧЕРКИВАЙТЕ (I can’t stress it enough) ключевые слова и в вопросах и в тексте, это касается всех заданий, в особенности Part 6 и Part 8.
2. Listening
С listening у меня проблем не было, т.к. у меня очень натренированный слух за счет того, что уже лет 8 я не смотрю фильмы на русском вообще, только в оригинале + сериалы и шоу, причем смотрела и американские, и британские, и австралийские (my love), и даже новозеландское шоу начинала смотреть именно из-за акцента; они забавные, часто в словах под ударением вместо звука [e] произносят [i], например intelligent произносят как “intilligent”. Если вы все еще смотрите что-то в дубляже, бросайте это дело. Я уже писала раньше, что советую смотреть сериал Game of Thrones в оригинале: рекомендую для развития навыков аудирования, так как актеры там говорят с разными акцентами, это очень помогает, учишься различать и понимать любой английский.
Кстати, когда делаете тренировочный listening, никогда не слушайте треки в наушниках. Пробуйте разную громкость и разное расстояние от источника звука.
И снова подчеркивать и подчеркивать ключевые слова! Когда спикер читает задание, вы игнорите его и черкаете-черкаете-черкаете, так как часто отведенных 45 секунд не хватает, чтобы нормально просмотреть вопросы.
3. Лексика и грамматика
Тут я имею в виду не только Use of English, а ваш словарный запас и knowledge of advanced grammar constructions, без которых не обойтись на экзамене (ведь мы помним ,что у нас должен быть “сложный” английский на writing and speaking).
Самое главное при запоминании лексики на высоких уровнях – это НЕ УЧИТЬ отдельные слова, только collocations and chunks. И сразу примерять их на себя, это как вам удобно, кто-то пишет предложения, кто-то рассказы, кто-то дневники, главное чтобы новая лексика действительно была практически использована СРАЗУ. Еще совет, если тренируете writing, то постарайтесь запихнуть туда максимум новых слов, даже если без них можно обойтись, притягивайте за уши. НО! Это только, когда тренируетесь! На самом экзамене, если у вас эссе на тему juvenile crime, не стоит впихивать туда слова на тему environment, только потому что вы знаете много крутых выражений на эту тему.
Если вы пишете что-то на языке (посты, дневник, блог), то, написав что-то, прочитайте и постарайтесь чуть ли не каждое предложение перефразировать, усложнить, найти более sophisticated синонимы, устойчивые выражения. Это главный совет на writing: Paraphrasing must be your number one goal in writing.
Так же с грамматикой. Советую взять грамматическое пособие для advanced or proficiency level и проработать новые для вас темы и, опять же, тут же все в РЕЧЬ (письменную или устную, не важно)! Например, изучили тему “sentences with inversion”, и на какое-то время употребляем только их, а предложения, которые начинаются с IF баним :)
4. Writing
Лично мне было сложно делать writing, так как я сама по себе очень щепетильна, и поэтому иногда медлительна. Поэтому мне было сложно уложиться во времени. Но я справилась. Когда готовилась к райтингу, в последний месяц через день писала полноценное задание (2 части райтинга) на время. Планировать – важно, просто crucial я бы сказала, хотя сама терпеть не могу писать план какой-нибудь письменный работы, мне всегда казалось, что это потеря времени, но НЕТ! Поверьте, это наоборот экономит вам время и спасает от главной беды русских кандидатов – ВОДЫ (годы курсовых и диплом, привет!). С планом вы напишете все четко и по делу и не отступите от темы, а это САМОЕ ГЛАВНОЕ.
В writing важно логично, четко и обоснованно выразить свои мысли. Не одна выраженная мысль или мнение не может остаться без аргумента (ов) (причина, следствие, результат или пример). Про использование сложной лексики и грамматики я писала выше, ПАРАФРАЗ и еще раз ПАРАФРАЗ. Говорить про то, что слова типа good, interesting, bad, I think – ТАБУ, думаю не нужно.
Полезно еще читать новостные статьи из разных источников, сравнивать вокабуляр, стилистику и подачу, потом писать свою по памяти. Или менять стилистику одного и того же сообщения. Вот вы вроде писали неформальное письмо другу, а тут бац – и переделываем его в report, c соответствующими register, grammar and vocabulary.
Это вообще мое любимое дело – переписывать неформальные записи в формальный регистр. Вот так развлекаются language geeks =)
Еще важный факт для нас русских, который я всегда понимала на интуитивном уровне, но только когда мне об этом сказали на международном форуме для преподавателей, все встало на свои места. Русский язык – implicit, а английский – explicit, то есть когда мы, русскоговорящие, пишем, мы возлагаем ответственность за понимание нашего текста на читателя (отсюда и берут корни наши фундаментальные, сложные, мозг-взрывающие научные работы и исследования), а англоговорящие “писатели” при создании текста берут ответственность на себя, они пишут текст так, что ВСЕ поймут, что хочет сказать “писатель”, и, чаще всего, поймут его все одинаково.
Объясню на примере:
She loves playing tennis more than her husband.
Казалось бы, для русских вполне себе нормальное предложение. Но носитель английского обязательно вас переспросит: Do you mean that she loves tennis more than her husband does? Or her husband is a really unlucky man?
И это правда! Я действительно попала один раз в ситуацию, когда мне пришлось уточнять подобное высказывание…. а, даже помню… я тогда написала своему другу-американцу: “We, Russians, love tea probably more than Englishmen”. Вот такие дела =)
Следовательно, пишите так, чтобы все было предельно понятно, как для 5-летнего ребенка. Перечитывайте свое письмо и уточняйте, уточняйте, уточняйте.
В некоторых книжках по подготовке к экзаменам есть чек-листы по райтингу. Обязательно нужно проверять себя по ним после каждого раза, когда что-то пишешь . Довести это дело до автоматизма, также выучить клише также назубок, чтобы на самом экзамене не тратить впустую драгоценное время.
Хорошие и понятные видео про writing тут: https://www.youtube.com/user/FloJoeEnglishTV
Если вы все еще читаете, то аплодисменты вам! Браво! Вы действительно нацелены на хороший результат на экзамене! Осталось немного, обещаю!
5. Speaking
На момент сдачи экзамена я была уверена в своем спикинге, и вообще не переживала, говорила я бегло, не задумываясь, и поэтому рассчитывала на хороший результат, но на деле за спикинг у меня баллы оказались ниже других частей, причем я уверена, что говорила я грамматически правильно, и с fluency тоже не было проблем. Видимо, мне снизили баллы за то, что английский был не достаточно сложный.
В идеале нужно иметь:
- Speaking partner, который тоже будет сдавать ваш экзамен;
- Образованного носителя, с которым вы время от времени проводите speaking sessions, причем не просто блаблабла, а обсуждаете сложные темы типа политики, здравоохранения, экологии и говорите на sophisticated English, используя в речи новые слова и выражения, которые выучили недавно. Образованный носитель может еще ваш райтинг проверять =)
(примечание от Жени – если вам нужен носитель, с которым хочется перетереть сложную тему, поищите вот тут: https://www.chegg.com/tutors/ – тут хоть высшая математика, хоть геополитика, и все на английском :)
Опять же, здесь важно говорить четко по сути и все аргументировать. В части, где вы с партнером обсуждаете разные опции и выбираете лучший вариант, не сидите на одной опции долго, желательно успеть затронуть все опции, хотя, говорят, что за пропуск пары опций баллы не снижают. Но если коммуникация не состоится, то снизят точно.
Про то, что нельзя давать односложные ответы, я думаю, говорить не надо. На вопрос Where do you come from? отвечаем как минимум 3 предложениями.
Хорошее и эффективное упражнение – это записывать себя на диктофон или видео, записывать именно то, как вы выполняете задания части спикинг. Это натренирует вас говорить четко и по делу (тайм лимит никто не отменял). Что я еще советую своим студентам – это записать, послушать, понять, что не нравится, перефразировать, усложнить, записать снова, и так до тех пор, пока не будете довольны результатом.
Примеры части спикинг тут https://www.youtube.com/user/cambridgeenglishtv/videos
But keep in mind, что там реальные кандидаты, и их ответы не всегда эталон. Внизу под видео обычно есть ссылка на комментарии экзаменаторов к ответам кандидатов.
6. Общие советы
Самый главный совет – ДЕЛАЙТЕ БОЛЬШЕ ТЕСТОВ, благо сейчас можно легко найти practice tests в интернете! Делайте их честно, без словаря, перемотки аудио и на время. Это очень помогает. Но важно при этом проводить анализ ошибок, reflect, как говорится. Проделав много тестов, будет понятно, на какую грамматику и лексику стоит обратить внимание. Плюс будет хороший навык именно делания тестов, на самом экзамене это очень важно, экономит время и нервы, вы спокойнее и consequently thinking more clearly.
ОБЯЗАТЕЛЬНО сделайте несколько тестов полностью (да-да, прямо 5-6 часов, нужно, чтобы мозг был готов к таким нагрузкам). Консультируйтесь у преподавателя или образованного носителя языка, особенно это касается частей спикинг и райтинг. Вам со стороны должны сказать, над чем работать, причем на первых этапах подготовки, чтобы вы не повторяли ошибок. Понятно, что мы все тут за самостоятельное обучение, но пару консультаций у профессионала я бы настоятельно посоветовала.Когда проверяете работу, особенно райтинг, сначала проверяем текст с начала, а потом с конца, по предложению. Дело в том, что глаз замыливается, и когда вы читаете текст с начала, мозг уже знает, что идет дальше и пропускает ошибки. Для проверки communication, logic and organisation читаем текст сверху вниз. Для проверки spelling, grammar and vocabulary choice – снизу вверх.
И напоследок, интересная особенность кембриджских экзаменов FCE и выше: нужно использовать на экзамене один вариант английского (британский или американский), смешивать нельзя, как в speaking, так и в writing. Выбирайте один вариант, это касается и произношения, и спеллинга, и выбора лексики.
Ну вот и всё! Надеюсь, вы для себя взяли что-то полезное. Теперь это нужно применить на практике. Чем раньше, тем лучше, иначе это так и останется текстом на бумаге, а не вашими новыми навыками.
Удачи!