Поговорим об одной из частей международного экзамена IELTS – Speaking. Многие, я думаю, с ним знакомы, но, все же, вводная часть не помешает. Кому не терпится приступить к делу, переходим к пункту «Подготовка к сдаче Speaking, основные приёмы».
Speaking – это последняя часть экзамена IELTS: стандартные Listening, Reading, Writing и, конечно же, гость на сегодня Speaking.
Мне процесс сдачи части Speaking напоминает ток-шоу, где ты – гость программы, а экзаменатор – ведущий.
Ток-шоу. Часть 1. Интервью
Ведущий начинает задавать общие вопрос: где ты учишься, зачем тебе IELTS, может перескочить к теме, где ты любишь делать покупки, любишь ли ты путешествовать. Вопросы могут быть абсолютно разные и не связанные между собой.
Приемы для успешного интервью
Как быть, чтобы выглядеть уверено и получить одобрение публики, то есть хороший балл?
Это очевидно – не нервничать. Но, как оказывается, не нервничать просто невозможно, я это сама знаю. Поэтому необходимо научиться скрывать свое волнение. Чтобы звучать fluent, надо выглядеть confident, ну никак без этого.
С ответом никуда не торопимся, можем сделать паузу, протянуть well и, выдохнув, начать ответ. В первой части говорить много не нужно, пары коротких предложений достаточно.
Ситуация вышла из под контроля
Обсудим еще и такой сценарий: адреналин зашкаливает, кровь приливает, в ушах шумит, не поняли вопрос ведущего-экзаменатора. Улыбаемся, извиняемся и просим повторить ранее заданный вопрос. И тут – внимание! – это никак не повлияет на твой балл, проверено.
Ток-шоу. Часть 2. Cue card
Ведущий протягивает нам карточку. На карточке указана тема, и три пункта, которые необходимо раскрыть в этой теме. Также нам дадут бумагу и карандаш. И минуту времени на размышление. Необходимо использовать и минуту времени, и бумагу с делом.
Критерии оценки части Speaking
Но, прежде чем мы перейдём к лайфхаку с бумагой и минутой времени, надо сделать небольшую паузу. Ни для кого не секрет, что, приглашая гостей на ток-шоу, всегда обговаривают сценарий и примерную речь. Так и здесь, наш ведущий-экзаменатор ждёт от нас конкретного ответа. А именно: хочет, чтобы наша речь соответствовала критериям.
Первый критерий – fluency. О нем мы немного говорили в части 1. Во второй части Speaking также необходимо говорить уверено, создавая впечатление, что мы не задумываемся о грамматических конструкциях и лексике. Но не забывайте и про нервы.
Второй критерий – lexical resource. Речь должна быть разнообразной, но не перегруженной мудрёнными терминами: ближе к жизни, проще. И не забываем про вводные слова, без них никак.
Третий критерий – grammar. Здесь обязательно необходимо показать знание как простых, так и сложных конструкций. Passive, relative clauses, причастные и деепричастные обороты, по возможности – conditionals. Но перегружать не нужно.
Последний критерий – pronunciation. На одном из пробных IELTS экзаменатор, носитель языка, сказал мне, что можно знать много слов уровня advanced, phrasal verbs и живых выражений, но вот “to boost your score to 7 or 8, you need to improve your pronunciation with intonation”.
Так вот, критерий не связан с акцентом, как можно сначала подумать, критерий об интонации, об эмоциях в нашей речи. Этот критерий – об органичности нашей речи и немного об актерском мастерстве. Мы привыкли говорить достаточно монотонно. А вот в английской речи это не так. Есть ударные слова, есть безударные, повышение и понижение голоса в определенных частях предложения.
Надо показать, что ты заинтересован в том, о чем рассказываешь. И пусть ты придумал и наврал про полет на воздушном шаре, рассказывая про “exciting experience you have recently got”, никто это не проверит. Вживайся в роль, будь немного актером на эти 1,5-2 минуты монолога.
Исправлять ошибку или нет?
И тут же обсудим казус, который может возникнуть. Чувствуешь, что не так произнес слово, неправильно употребил время. Делаем паузу и поправляем себя. Оценку за это не снизят, а вот за пущенную на самотёк ошибку балл сбавят.
Лайфхак с бумагой и карандашом
Нельзя забывать, что монолог на тему cue card – живая речь: не нужно рассказывать зазубренный текст, который уложится в 1,5-2 минуты, а ещё хуже, если не уложится. Вот тут и надо вернуться к бумаге и карандашу, вспомнить про минуту времени:
- Набросай схемку своего ответа
- Можешь написать вводные слова
- Выигрышную на свой взгляд лексику
- Просто написать «passive вот в таком-то предложении»
Таким образом мы активизируем наш мозг, заставляем его систематизировать знания по теме.
Осталось время, а ты закончил говорить?
Все вроде рассказал по теме, раскрыл все вопросы, а ведущий-экзаменатор тебя не останавливает. Это значит, что 1,5-2 минуты-то не истекли. Кажется, что ты собрал свой рассказ красиво с вводными словами, высказал своё мнение, логически завершил речь, а песчинки в часах склеились и не хотят пересыпаться. И говорить-то вроде бы больше нечего.
Во-первых, нужно взглянуть мельком на карточку, точно ли раскрыты все пункты? Затем на свою схемку. Ничего ли ты не упустил?
Если все же есть упущенное, то при помощи вводного слова добавляем не сказанное. И ничего, что ты уже вроде как подвёл итог. Это живая речь.
Все пункты раскрыты? Обобщи другими словами, расскажи о своих эмоциях подробнее, вдруг вспомнишь ещё чей-нибудь пример или мнение. И пусть это может растянутся дольше, и экзаменатор тебя остановит на полуслове, но тема-то уже раскрыта, тебе надо просто выглядеть естественно.
Ток-шоу. Часть 3. Финал. Follow-up questions.
Ура, монолог закончился, и теперь мы переходим к финалу – интервью. Все примерно так, как и в начале. Но здесь необходимо подробнее отвечать на вопрос ведущего. Обычно все так называемые follow-up questions немного связаны с карточкой. Например, вопрос был про твой любимый магазин. Возможно, в третьей части обсудим шоппинг обобщённо, поговорим про онлайн магазины, большие шоппинг-моллы и влияние рекламы на покупателей.
Здесь минуты на “подумать” не дают, но небольшие паузы делать никто не запрещал, если они необходимы.
Подготовка к сдаче Speaking, основные приёмы.
Этап 1. Объединяем карточки по темам.
Основной вес несёт в себе вторая часть – монолог. Он показывает, насколько хорошо мы выражаем и выстраиваем свои мысли на иностранном языке. Поэтому основной упор при подготовке я бы сделала именно на cue cards.
Можно собрать карточки (cue cards) с сайта Ielts-mentor, книг Cambridge IELTS, IELTS plus, Real IELTS tests по следующим темам:
- Person (family and friends)
- Travelling
- Hometown
- Books, movies, TV programs
- Food and places (cafes, restaurants…)
- Daily routine (job, education, school)
- Tools, apps, presents
- Apartments, room
- Health and sports
Похожие темы Е. Протасеня называет основными в своей книге «Как сдать IELTS».
Мои карточки собраны по темам здесь.
Этап 2. Готовим примерный ответ.
Дальше я поступила вопреки советам многих сайтов и учебников. Написала для себя sample answers.
В целях экономии усилий я бы объединила карточки внутри каждого топика/темы. Например, в теме “person” на вопрос “the elderly person you know and a person who cook well” рассказывала бы про одного человека, делая акцент в первом случае больше на его внешность и характер, во втором – на умение готовить.
Что же касается вопроса о различии устной и письменной речи, я старалась записывать текст так же, как говорю, не используя художественный стиль. Плюс заключался в следующем: появились новые выигрышные слова для каждой темы, перечитав написанный текст, я могла разнообразить конструкции. Карточки наизусть не учила, выделяла жирным курсивом “выигрышные слова” и выражения.
Альтернатива письменным sample answers
Если не хочется набирать текст, то, как вариант, можно записать аудио, а новые слова и выражения вбить себе в Quizlet/выписать на листочек.
Этот способ я использовала после sample answers, для того чтобы отследить свою интонацию, услышать ошибки. Но перед тем, как себя записывать, я загуглила про ударные и безударные слова в английском языке, про повышение и понижение голоса. Позже я нашла вот эти видео, считаю, что здесь все доходчиво разъяснено.
Этап 3. Оттачиваем мастерство
Лексику собрали, спонтанно на аудио записали, но все же остались не уверены в своём произношении, интонации, эмоциях?
Есть и другие варианты. Стоя перед зеркалом, можно репетировать спонтанную речь. Также можно записать себя на видео.
С целью оценки и осознания, что это за эмоции и какая интонация, можно посмотреть интервью с британским актёром, а ещё лучше записать за ним речь (заодно и аудирование потренируется!), выделить ударные и безударные слова, понижения и повышения голоса. Попробовать повторить за ним. Хорошо бы связать это с темой карточки. Например, актёр рассказывает про характер и жизнь своего персонажа (пойдет для карточек по теме “person”) или про книгу, по которой снят фильм (подойдет для темы “books, movies, TV programs”)
И, конечно же, поговорить с носителем на том же italki. Заодно и follow up questions можно отработать.
На сайте elllo.org (возможно многие его знают) представлены монологи и диалоги на похожие топики/темы, что и в IELTS. Можно для себя рассмотреть какие-то из них, выписать слова, проанализировать интонацию. Необходимо быть аккуратными и учитывать, что не все записи на данном сайте представлены носителями языка.
Итог
Итак, подведём небольшой итог приемов для подготовки к части Speaking:
- Будь уверен в себе и своих силах
- Раздели cue cards по темам, внутри тем объедини похожие cue cards. Или воспользуйся готовыми и дополни уже имеющийся вариант
- Запиши текст cue card на аудио, видео или оформи письменный ответ
- Разберись в интонационных особенностях речи. Посмотри видео с известными людьми, пообщайся с носителем, потренируйся перед зеркалом
- Помни, что ничего невозможного нет и у тебя обязательно все получится!
Автор статьи Анастасия Карякина, паблики Анастасии – Challenges & Languages, Exams &Languages. Финалист потока Language Heroes.