Scandic noir — это отдельный бренд со множеством поклонников. Датское «Убийство», датско-шведский «Мост» и шведский «Валландер» уже стали культовыми сериалами с адаптациями в других странах. Но и новые детективы продолжают появляться: если на Нетфликсе пройти по тэгу «Скандинавские ТВ-шоу», то большая часть контента будет именно про расследование убийств. Однако не нуаром единым! В этой статье я хочу рассказать о нескольких скандинавских сериалах, которые исследуют совсем другую тематику. Это и современная любовь в больших и маленьких городах, и фантастические истории о древних богах и викингах.
«Любовь и анархия» (Kärlek & Anarki, Netflix, 2020)
«Любовь и анархия» — это шведский мини-сериал о жизни, работе и любви героев в современном Стокгольме. Сериал небольшой — восемь серий по 30 минут, поэтому его вполне можно посмотреть за вечер. Сюжет бодрый, а концовка каждой серии оставляет крючок, заставляющий сразу включать следующую. А еще сериал уморительно смешной, но в то же время очень правдивый и современный.
В центре повествования — Софи, замужняя женщина с двумя детьми, которая работает антикризисным консультантом. Внешне у нее все хорошо — живет в большой квартире в центре Стокгольма, у нее любящий муж, чудесные дети, интересная работа. Но есть детали — отец-анархист, которого постоянно приходится вытаскивать из полицейского участка, а муж вроде и любящий, но в отношениях что-то не так. Работа… Здесь начинается все самое интересное.
Софи получает временный проект — поработать с книжным издательством и помочь ему встроиться в современные тренды. Это оказывается непросто — в издательстве настоящее противоборство между главным редактором с консервативными ценностями и PR-специалисткой, которая ищет новые голоса и новые подходы. Но главная сложность Софи на новой работе — двадцатилетний парень Макс, на полставки работающий айтишником. Между ними завязываются странные отношения — сначала смешные задания на слабо, а потом настоящие чувства. Это заставляет героев пересмотреть свои ценности и ориентиры.
Что цепляет в сериале? Во-первых, работа со стереотипами в отношениях. Здесь все еще нетривиальная пара «женщина значительно старше мужчины». И этого никто не понимает и не принимает, в том числе сама героиня. Только в конце она осознает, что любовь важнее условностей. И любовь не только в отношениях, но и любовь к себе и осознание своих ценностей.
Во-вторых, в сериале совершенно прекрасные бытовые детали — быт офиса, быт семьи среднего класса, быт двадцатилетних студентов-фрилансеров. Мне особенно интересно было посмотреть на репрезентацию работы маленького европейского издательства. И здесь удивительный момент — все почти как у нас — денег нет, консерваторы борются с новаторами, кругом неразбериха, но как-то надо работать.
Для изучающих шведский язык будет интересно послушать современную шведскую разговорную речь. А для продвинутого уровня — сравнить акценты. Например, когда Макс уезжает из Стокгольма на день рождения мамы в свой родной город Хельсингборг в провинции Сконе.
«Домой на Рождество» (Hjem till Jul, 2019-2020, Netflix)
«Домой на Рождество» — это норвежский сериал о девушке Йоханне, которая ищет свою любовь в небольшом норвежском городе. У сериала два сезона, в каждом — шесть тридцатиминутных серий. Тоже идеально для просмотра в режиме binge-watching.
Главной героине Йоханне — 30 лет, она работает медсестрой в местной больнице, живет в квартире со своей лучшей подругой. У Йоханны большая семья — мама, папа, брат и сестра, у которых уже есть свои семьи. В начале декабря все они собираются вместе, чтобы отпраздновать первый адвент. И здесь обнаруживается конфликт — Йоханна ни с кем не встречается, а семья начинает намекать, что уже пора бы, а заодно мама усаживают дочку на «детскую» сторону, тем самым усиливая статус single. Йоханну сильно задевает эта ситуация, поэтому она внезапно для всех (и для себя) заявляет, что у нее есть парень и она приведет его отмечать Рождество. Теперь перед Йоханной непростая задача — за три недели найти себе парня, которого можно привести на семейный ужин.
Сериал будет близок всем тем плюс-минус тридцатилетним, которые еще не успели обзавестись собственной семьей, а родственники и общество прессуют по этому поводу. Дьявол в деталях, а тут таких деталей много. Например, меня особенно зацепили два эпизода. В первом Йоханна увидела в магазине красивую рождественскую пижаму и захотела ее купить. Но оказалось, что это парная пижама, для двоих, а по одной не продают. Пришлось покупать две и вторую подарить подруге. Второй эпизод — распределение дежурств в больнице, когда людям без пары автоматически назначают смену в праздники, ведь им все равно не с кем встречать Рождество.
Поиски партнера помогают сделать Йоханне много открытий. Во-первых, любовь можно встретить везде, например на работе. Во-вторых, любовь не знает границ, в том числе возрастных. Да, в этом сериале тоже есть тема большой разницы в возрасте влюбленных, и снова девушка старше. Мне кажется, это важная тенденция, которая помогает бороться со стереотипами, которые есть и в обществе, и в наших головах. Но самое главное, эти поиски помогают Йоханне осознать, что любовь — это не только про романтические отношения между партнерами. И домой на Рождество не обязательно приводить потенциального жениха. Можно привести людей, которые тебе близки и важны, которые для тебя как вторая семья.
И напоследок пару слов о том, что «Домой на Рождество» тоже весьма смешной сериал, а еще очень атмосферный. В декабре обязательно включите его в рождественскую подборку фильмов, чтобы прочувствовать атмосферу маленького норвежского городка, узнать, что готовят норвежцы на Рождество, какие елки предпочитают покупать и что любят делать в свободное время.
«Рагнарёк» (Ragnorok, 2020, Netflix)
«Рагнарёк» — это современное прочтение скандинавских мифов. В норвежском сериале пока что один сезон из шести серий. Действие происходит в маленьком норвежском городе с говорящим названием Эдда. Туда после долгого отсутствия возвращаются подростки Магне и Лориц с их матерью-одиночкой. А их отец погиб несколько лет назад при загадочных обстоятельствах. В первый же день в городе Магне встречает странную женщину, от которой получает необычную силу.
«Рагнарёк» с одной стороны работает в жанре янг-эдалт — все события происходят на фоне взросления героев и их взаимоотношений в школе. С другой стороны, по своей фантастической составляющей он напоминает одновременно «Твин Пикс» и «Сумерки», только в скандинавских декорациях. И здесь действительно совы не те, чем кажутся. Самая влиятельная семья Эдды, Ютулы — на самом деле семья великанов, которые в скандинавской мифологии противостояли богам. И, как семейство Калленов в «Сумерках», Ютулы изображают обычную семью уже много-много лет.
Сила, которую получил главный герой Магне, оказывается силой Тора. Она же определяет его дальнейшую судьбу — противостоять Ютулам. Но сначала Магне не знает, кем они являются. Но зло адаптируется под современные реалии и олицетворяет здесь власть корпораций. Скандинавы не были скандинавами, если бы не включали социальный контекст. Поэтому глава семейства Видар — владелец химического завода, который наносит серьезный вред местной экологии. А его жена Ран — директриса школы Эдды, которая внимательно следит за мыслями и настроениями учеников и учителей.
Одна из одноклассниц Магне, экоактивистка Изольда, расследует деятельность завода Ютула и ведет ютуб-блог, где обращает внимание на систематическое загрязнение воды в местном фьорде. Магне дружит с ней и тоже втягивается в расследование, особенно после загадочной гибели подруги. Чем дальше он продвигается, тем больше узнает и о Ютулах, и о себе.
В сериале удачно сочетаются мистическая и социальная составляющие, и через мифы о древних богах и великанах зрителям предлагают посмотреть на проблемы современного общества. Оборотная сторона welfare society — вообще ключевая линия многих скандинавских сериалов, которая есть во всех детективах. Здесь же она разыгрывается на территории более молодежного контента и встраивается в современные тренды — можно услышать популярные песни и отсылки к Грете Тунберг. Но вместе с тем это и вольный пересказ мифа о конце света — Рагнарёк, так что и просветительская часть присутствует (а это тоже один из важных элементов скандинавского кинопроизводства).
«Северяне» (Norsemen, 2016–2020, Netflix)
«Северяне» — хулиганский норвежский сериал про жизнь викингов в 791 году. Три шестисерийных сезона рассказывают про жизнь вымышленной норвежской деревни Норхейм, где кипит бурная жизнь — любовь, смерть, интриги, набеги. Здесь много черного юмора, много крови, но оторваться невозможно. Сериал изначально норвежский, но его купил Netflix под эгидой Netflix Original, и сериал доступен на английском языке.
Первое, что не надо делать при просмотре «Северян» — воспринимать его как исторически достоверный сериал. Это веселый балаган по отдаленно историческим мотивам. Герои здесь рассуждают о поэзии и абстрактных инсталляциях, придумывают демократию, пытаются даже организовать семинар о рабочих ценностях и work-life balance. Разве что Билли Айлиш и Ариана Гранде не играют, как в «Бриджертонах».
А вот что надо, так это расслабиться и получать удовольствие, потому что сериал сделан остроумно и через псевдоисторические декорации иронизирует над современными реалиями. И хоть сеттинг уносит зрителей на много веков назад, при ближайшем рассмотрении оказывается, что не так уж много поменялось за эти столетия.
Движущая сила сериала — колоритные герои, и не только главные, но и второстепенные. Среди комичных антагонистов — Орм, брат вождя, который и сам хочет занять правящее место, хотя не приспособлен к управлению. Он эстет, любитель поэзии и разных экспериментов, при этом трусливый и лицемерный. Он находит себе друга под стать — Руфус из Рима, бывший пленник викингов, который плетет интриги, чтобы вернуться в Рим. Его персонаж — отличная пародия на интеллектуала, который ставит себя выше всех других, а по факту — мыльный пузырь. От них не отстает Лив — жена вождя Арвида, еще одна wannabe интеллектуалка, готовая на все, чтобы подняться повыше по социальной лестнице. При этом Лив оказывается умнее и проницательнее Орма и Руфуса, с которыми она всегда в одной лодке. Но, как говорят герои сериала, это все еще 791 год, феминизму еще рано расцветать.
С другой стороны — новый вождь Арвид, немного глуповатый, но честный и умелый воин. Он чувствует себя увереннее в набегах, нежели в светских беседах. Однако в критической ситуации может собраться и сделать все правильно. За это его и любят жители деревни. Вместе с ним — бесстрашная воительница Фроя, которая говорит то, что думает, а ее удару позавидует любой мужчина. Фроя — невероятно крутой персонаж, и хотелось бы, чтобы создатели отвели ей чуть больше экранного времени. Где-то в серой зоне — Хильдур, жена умершего вождя, которая ищет себе лучшее место и хорошо просчитывает людей. Она постоянно плетет интриги, не гнушается лжи ради собственной выгоды, но в итоге всегда оказывается на стороне условного добра во вселенной сериала.
И настоящее сокровище сериала — главный антагонист Ярл Варг. Это жестокий и устрашающе безумный вождь соседней деревни, главный враг жителей Норхейма. В нем как будто объединились все главные злодеи из «Игры престолов» — жестокость Джоффри и Рамси, в то же время изворотливый ум Тайвина Ланнистера, а внешность как у представителей одного из племен Одичалых. Но, в традициях всего сериала, это также очень смешной персонаж, безумие которого уравновешивается комичностью многих поступков. Именно на этом контрасте комичного и страшного и выезжают «Северяне» — хлещущая кровь монтируется с рассуждениями об искусстве.
Современные скандинавские сериалы разнообразны по тематикам — можно найти не только отличные и мрачные детективы, но истории на любой вкус, от ромкомов до фэнтези. А чтобы проводить время с пользой, лучше смотреть сериалы в оригинале. Почитайте лайфхак, как превратить просмотр в эффективный способ аудирования. А в компании Language Heroes учить языки еще веселее и интереснее.