Символы и знаки окружают нас повсюду: от древних египетских иероглифов до новых эмодзи. Этот текст написан буквами, которые тоже суть графические символы для передачи звуков и понятий. Вокруг нас дорожные знаки, цифры, без которых мы не представляем себе счёт, и многое другое. Так почему бы и для частей речи и членов предложения в английском языке не придумать свои символы, вместо всяких заумных лингвистических терминов?
Я всегда был склонен к условным обозначениям. Так как работаю преподавателем английского, в процессе многолетней практики мне приходится объяснять грамматику ученикам. Когда подчёркиваний слов в предложении оказалось недостаточно, я придумал значки, в которые можно вписывать слова английского языка. Но не только: эти значки сами по себе символизируют структуру утверждений, отрицаний, вопросов и ответов, так что можно составлять предложения, просто глядя на формулу и моментально подставляя различные слова определенной части речи вместо значков.
Set On English
В английском языке очень важно правильно строить слова в предложении. Точно знать, куда поставить субъект (подлежащее), глагол (а вот это не всегда сказуемое, ибо сказуемое, то есть предикатив, не всегда включает в себя один глагол), вопросительное слово и вспомогательный глагол. От верного построения сентенций зависит многое. Вы даже представить себе не можете, насколько упростится ваше понимание английского предложения, если вы точно будете знать, где объект, где субъект, какой глагол стоит между ними. А найти тот самый субъект бывает проблематично, ведь он может состоять не из одного слова, а из двух-трёх, десяти, даже ста, если постараться. Но позиция его неизменна: в положительных и отрицательных утверждениях – до глагола/вспомогательного/модального, в большинстве вопросов – после.
Шаг за шагом появилась целая система, которую я назвал Set On English.
Система построена на замене слов различных частей речи на соответствующие единые и неизменные символы, заменяющие лингвистические термины, обычно сложные для школьников. Члены предложения, обозначенные смайликами и геометрическими фигурами, делают процесс запоминания и практики грамматики более лёгким и продуктивным.
Опорные блок-схемы особенно полезны обучающимся, имеющим математический склад ума: они делают освоение английского языка более понятным для учеников, опирающихся на логику точных наук и информатики. Ведь приходилось мне учить и взрослых, причём далеко не лингвистов, а биологов, химиков, инженеров, программистов, врачей.
Со школьной доски и конспектов формулы времён шагнули на экраны компьютера, затем вышла электронная книга «Set On English», которая хоть, и нигде не рекламировалась, но проникла в программы по английскому языку различных школ, вузов, появилась в институтских библиотеках, потом библиотеках крупных городов, добралась до Ленинки.
Магнитодидактика
На работе у меня не сразу переняли эту методику, но помог случай. Мне в руки попалась целая коробка рекламных магнитов с устаревшей информацией. Тогда я решил содрать с магнитов картинки и на остатках бумаги нанести мои грамматические символы, а также слова, буквы и цифры. Так появилась магнитодидактика.
Магнитодидактика – это совокупность методов использования магнитных карточек на белых досках и вне их для объяснения нового материала.
Категории карточек: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, местоимения, вспомогательные и модальные глаголы, буквы, цифры, грамматические символы, суффиксы, окончания, транскрипционные знаки.
Я использовал магнитные карточки для того, чтобы:
1. Безмолвно дать подсказку.
2. Продемонстрировать правила грамматики, не выпуская из рук карточек, например, правила перестановки слов в предложении или букв в словах.
3. Регулировать громкость произношения, меняя высоту положения руки, держащей карточку.
4. Создавать эффект неожиданности: пластичные магниты могут эффектно выпрыгивать из-под стола, щёлкать друг о друга.
5. Создавать кольца, ряды, призмы, карточные домики как элемент украшения класса или учительского стола.
Было немало уроков, когда я на доске не писал маркером ничего, пользовался исключительно магнитами.
Gramoji
Но дело этим не ограничилось: я встретил программиста Алексея Старцева, и мы с ним вместе создали приложение Грамоджи.
Грамоджи (от слов “грамматика” и “эмоджи”) – это грамматические символы, каждый из которых соответствует определенным частям речи или членам предложения.
Эмодзи – это символьный язык 21 века и цифрового поколения.
Именно использование значков и пиктограмм активизирует многоуровневое мышление и способность видеть выученную формулу даже в сплошном тексте без пометок.
В лёгкой игровой форме, построенной, тем не менее, на логических алгоритмах, вы сможете тренировать грамматику английского языка самостоятельно, в любом месте и в любое удобное для вас время.
В английском языке определяющую роль играет умение находить субъект или подлежащее, а также правильная форма глаголов. В процессе игры эта способность формируется. Как пользователь будет искать смайлик, занимаясь в приложении, так же он потом будет грамотно строить предложения, не забывая про субъект или необходимый глагол.
Всем известно, что разнообразные глаголы создают трудности для изучающих английский язык. В Gramoji разные виды и формы глаголов имеют отдельные значки, поэтому, глядя на символы в программе, вы будете видеть разницу между вспомогательными и смысловыми глаголами, а затем научитесь замечать её и при чтении обычных текстов, и в речи.
Процесс игры:
Карточки с символами берутся и ставятся на своё место в формуле определённого грамматического времени. Если формула составлена правильно, – игрок побеждает! Соревнование между игроками проходит на скорость и точность. В игру включены секундомер и счётчик ошибок.
В процессе создания я сочинял предложения и выстраивал конструкции, а также записывал голосовые файлы.
Мои ученики теперь наслаждаются игрой в Грамоджи и делают успехи в быстром усвоении английской грамматики.
Если обучающийся привыкнет к этой системе, то, лишь увидев символ, он определит что перед ним: существительное, глагол или прилагательное. Каждый знак соответствует любому слову данной части речи.
После выхода приложения мои ученики получали от меня наклейки, картинки в чат, магниты с изображением символов Gramoji.
Некоторые не могли сразу понять, как работает эта система, но позанимавшись с ней, они осознали, насколько она удобна, и пользовались ей. Оказалось, что лучше всего Gramoji идёт вместе со своим автором, хотя система, как таковая, доступна всем учителям английского.
Другие знаковые системы, но не Gramoji
Я оказался не первым кто придумал специальные символы для частей речи и членов предложения, но у меня они оказались привязанными к английскому и большей частью посвящены различным формам основных и вспомогательных глаголов. Чтобы быть до конца честным, расскажу о своих предшественниках, о которых я, правда, узнал уже после выпуска игры Gramoji. Но заметьте, при том, что в этих системах тоже используются какие-то символы, Gramoji их не повторяет, формулы Gramoji этими системами не записываются.
По методике Марии Монтессори, части речи обозначаются символами:
Артикль – маленький равносторонний треугольник,
Прилагательное – средний равносторонний треугольник,
Существительное –большой равносторонний треугольник
Местоимение – средний вытянутый равнобедренный треугольник
Глагол – большой круг
Наречие – маленький круг
Предлог – дуга или полумесяц
Союз – прямоугольник или плюсик
Междометие – символ, похожий на восклицательный знак или замочную скважину кружком вниз.
Удобство такой системы для изучения английского заключается в том, что порядок слов «артикль – прилагательное – существительное» выглядит как ряд из трёх треугольников, выстроившихся по росту. Эту указывает на то, в какой последовательности эти три части речи взаимодействуют между собой.
Порядок «Субъект- глагол-объект» также выглядит как один или несколько треугольников, которые находятся через круг или два друг от друга.
Однако знаки Gramoji отличаются от системы Монтессори тем, что служат для запоминания и практики использования не столько частей речи, сколько частей предложения, со вспомогательными глаголами и порядком слов в вопросах и отрицаниях.
В учебнике Биболетовой «Enjoy English» можно встретить ещё одну систему символов:
▢ – subject, субъект, подлежащее
■ – object, adjective, объект, дополнение или прилагательное
△ – verb, глагол
▲ – modal verb, модальный глагол
◬ – to be verb, глагол быть. В середине должна быть стрелка, но в юникоде нашёлся только треугольник с точкой.
◿◺ – have got, выражение владения в настоящем времени.
◭ – helping verb , вспомогательный глагол do . Этот значок у Биболетовой тоже должен выглядеть иначе: малый треугольник внутри большого, с общим основанием.
◯ – place, обстоятельства места.
Тот факт, что такая система появилась, уже говорит о том, что какие-то предпосылки для этого были. Логические алгоритмы всегда лучше, чем механическое заучивание.
Кого же способны напугать или запутать эти символы? Того, кто и не хочет их понять.
В мире, наполненном разнообразными знаками – математическими, физическими, химическими, дорожными, зодиакальными, денежными, – цинично жаловаться на то, что десять обозначений «невозможно выучить».
И вообще, никакое явление, даже учебное пособие, не обязано быть понЯтным, но должно быть пОнятым.
Будущее
Приложение Gramoji, как и книга “Set On English”, хотя и остаются актуальными по сей день, но всё же были придуманы и выпущены в 2010-х годах, а это уже история. А так как система работает, технологии развиваются, растут дети, уже освоившие грамоджики, можно полагать, что скоро появится новый продукт с тем же принципом. Будет это игра или программа, книга или картина, мессенджер или чат-бот, ещё неизвестно. Да и создано это будет, возможно, уже не мной, а может быть, даже вами.
Полезные ссылки:
- Ссылка для скачивания приложения Gramoji, только для Андроид:
https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.OrangeDream.Gramoji&hl=en
- Ссылка на статью о магнитодидактике на eLibrary:
- Ссылка на страничку книги «Set on English» на сайте Российской Государственной Библиотеки (Ленинки): Просмотр документа (rsl.ru)
- Изучайте английский вместе с Language Heroes
Фото и иллюстрации автора