Языки нужно учить не из-под палки, а с удовольствием. Но именно различные палочки помогают разложить материал по полочкам. В этой статье поговорим о палочках Кюизинера и методе счёта зарубками по пятёркам «tally marks».
Как говорится, кто не знает, тот узнает, кто не понял, тот поймёт.
И поэтому… вперёд!
Палочки Кюизенера и обучение иностранным языкам
Палочки Кюизенера (цветные разноразмерные счётные палочки/блоки) традиционно используются в преподавании математики, особенно для развития числовых представлений у детей. Однако этот яркий, наглядный и простой в использовании инструмент нашёл применение в преподавании иностранных языков.
Разберём же, что такое палочки Кюизенера, каковы их основные характеристики и каким образом они могут быть использованы для развития словарного запаса, грамматических навыков и коммуникативной компетенции в рамках уроков английского (или любого другого) языка.
Какие они – палочки Кюизенера?
Палочки Кюизенера — это набор цветных деревянных или пластиковых брусков длиной от 1 до 10 сантиметров, где каждая длина соответствует определённому цвету. Названы в честь бельгийского педагога Жоржа Кюизенера, разработавшего их в середине XX века для развития абстрактного мышления и математических понятий через конкретные визуальные образы.

Цветовая система (пример):
Белый представляет цифру 1 и является прямоугольником с длиной стороны в, соответственно, 1 см. То есть это получается квадрат. Или куб..ик маленький.
Красный – это уже безоговорочный прямоугольник или параллелепипед с длиной длинной стороны в аж 2 см.
Светло-зелёный – догадались? Правильно, брусок в 3 см. означает цифру 3.
Пурпурный – 4. Никакой больше интриги.
Жёлтый– Можно было бы уже не писать, но всё-таки 5. Ладно, продолжим эту очевидную последовательность.
Тёмно-зелёный – 6
Чёрный – 7
Коричневый – 8
Синий – 9
Оранжевый – 10
Очерёдность цветов придётся запомнить именно такую – кюизенеровскую, она же не такая, как в радуге. Но ведь и цветов не 7, а более. Десятичная система как-никак.
В математике они служат для визуализации сложения, вычитания, деления, дробей, даже алгебры. Но потенциал этих палочек значительно шире — особенно в области языкового образования.
Если вы хотите не приобрести, но сделать кюизенеровы элементы самостоятельно, к вашим услугам и деревянные палочки от мороженого, и цветной картон, и ткани, и металл, графические приложения, и даже пометки во время демонстрации экрана в zoom’e. (Статья пишется за день до закрытия Skype). Не говоря уже о просто цветных фломастерах на доске или на листке!
Примеры использования палочек в языковом обучении
В обучении языкам основными задачами являются:
- Освоение лексики
- Построение грамматических структур
- Развитие устной речи
- Вовлечение в коммуникацию
Палочки Кюизенера способствуют визуализации через цвет, форму и позицию. Это делает их мощным инструментом для тактильного и визуального восприятия учащимся и отлично подходит для детей, начинающих изучать язык, и даже взрослых на уровне A1–B1.
Изучение новых слов
- Каждому цвету можно присвоить слово или категорию слов: например, все существительные — синие, глаголы — красные, прилагательные — зелёные.
Цвета и назначение палочек для компонентов грамматики могут варьироваться не только от учителя к учителю, но от задания к заданию.
- Ученики составляют «предложения» из палочек, а затем озвучивают их.
Пример:
- Красная палочка = “eat”
- Синяя палочка = “apple”
- Ученики выкладывают: красная + синяя → “Eat apple.”
Составление предложений и синтаксис
Палочки помогают визуализировать структуру предложения:
- Например: Subject (синяя) + Verb (красная) + Object (жёлтая).

Пример задания:
Учитель даёт модель: “I like pizza.”
→ Учащиеся выкладывают синяя + красная + жёлтая палочки.
→ Затем перестраивают предложение: “She eats cakes” и объясняют свой выбор цветов.
Грамматические трансформации
Палочки можно использовать для изменения времен, форм и порядка слов.
Пример:
- Красная палочка = “eat”
- Заменить красную палочку на чёрную = → “ate”
- Добавить зелёную палочку = “will” → “will eat”
- Получается конструкция Past Simple / Future Simple.
Игры на предлоги
Размещая палочки в пространстве, дети могут практиковать предлоги:
- “The blue stick is under the red stick.”
- “The green stick is next to the yellow stick.”
Развитие устной речи и истории
Ученики используют палочки как персонажей и предметы в рассказах.
— Синий — это мальчик, красный — велосипед, зелёный — собака.
→ «A boy (blue) rides a bike (red) with his dog (green).»
Работа с вопросами и ответами
Ученики выкладывают цветовые последовательности и составляют к ним вопросы:
- “Who?” — синяя палочка
- “What is he doing?” — красная
→ “What does the boy do?”
Работа в парах и группах
Один ученик выкладывает «предложение» — другой должен его озвучить, перевести или задать к нему вопрос. Это развивает коммуникацию и гибкость мышления.
Примеры для учителя
- Командная игра “Построй фразу”
Команды соревнуются, кто быстрее составит правильное предложение из палочек, данное учителем (по образцу или на слух). - “Секретное предложение”
Один ученик составляет фразу из палочек — другой должен догадаться, что она означает, по цветам. - Сочинение истории
Группа выкладывает палочки в линию, где каждый цвет — элемент рассказа (кто? что делал? где? с кем?). Затем они озвучивают или записывают свою историю.
Хотя палочки Кюизенера были рождены в мире чисел, сегодня они с успехом перекочевали в царство слов. Использование палочек в изучении иностранных языков не только развивает навыки, но и добавляет элемент игры и творчества в учебный процесс. Этот метод полезен как детям, так и взрослым, и особенно хорош для тех, кто учится «руками» и «глазами», а не только ушами.
Что такое Tally Marks?
От современных методик перейдём к древнейшим. Да-да, мы же до сих пор при счёте нередко ставим просто вертикальные чёрточки, точно так же, как наши предки делали зарубки, засечки и прочие «черты и резы».
Западная образовательная система давно и всерьёз использует этот проверенный временем (не то слово!) метод счёта. Подсчёт не абы как, а пятёрками. Причём в каждой пятёрке пятая черта наискосок перечёркивает предыдущие 4. Называется это tally marks. Из-за того, в русском языке такое явление пока не сильно распространено, позвольте мне в некоторых местах оставить это выражение без перевода.

Tally marks (в русском можно перевести как черточки для подсчёта или счётные черты) — это один из самых древних и наглядных способов фиксировать количество объектов. Метод заключается в том, что за каждый объект ставится вертикальная черта. Каждая пятая черта перечёркивает предыдущие четыре, образуя легко считываемые блоки по пять единиц. Например:
|||| = 4
||||⟋ = 5 – вообще-то косая черта должна перечёркивать все вертикальные, то юникод позволяет набирать лишь так.
||||⟋ ||||⟋ = 10
Этот метод популярен в начальной арифметике, а также в статистике, при голосованиях, учёте и играх, когда нужно быстро фиксировать количество чего-либо без письменных чисел.
История tally marks
Счётные черты использовались ещё в первобытных обществах. Каменные таблички с зарубками — это tally marks в их доисторическом виде. Позднее их стали использовать в бухгалтерии, особенно в Англии до XIX века — на специальных деревянных палочках tally sticks.
Как tally marks помогают считать?
Правила использования tally marks:
- Каждая вертикальная палочка = 1.
- Каждая 5-я палочка — наклонная, перечёркивает предыдущие 4.
- Это позволяет быстро считать по пятёркам. И остаткам после последней пятёрки.
||||⟋ ||||⟋ || = 12
(5 + 5 + 2 = 12)
Такой визуальный способ подсчёта особенно удобен для:
- Учёта голосов в голосовании.
- Подсчёта повторяющихся объектов (например, машин на дороге, детей в классе).
- Игровых ситуаций: очки в викторинах, карточках, и т.п.
Применение tally marks в обучении английскому языку
Хотя tally marks — это математический инструмент, их с успехом можно использовать и на уроках английского языка, особенно в начальной школе (уровни A1–A2). Вот как это работает.
1.Счёт и повторение числительных
Используйте tally marks как способ приучить детей считать на английском.
Упражнение:
- Учитель рисует на доске tally marks.
- Ученики хором считают: “One, two, three, four, five!”
- Можно предложить: “How many lines can you see?”
2. Сбор информации (questionnaires)
Tally marks идеально подходят для проведения мини-опросов:
Пример: What’s your favorite fruit?
- Apples → ||||⟋ (5)
- Bananas → ||| (3)
- Oranges → |||| (4)
Затем дети составляют предложения:
- “Five children like apples.”
- “Three children like bananas.”
Упражнения с глаголом like и dislikes
Игра:
- Ученики спрашивают друг друга: “Do you like pizza?”
- Каждый “Yes” = одна tally mark на листе.
После опроса — составление фраз:
- “Tom has 6 tallies. He likes pizza very much.”
Рассказы по tally-моделям
Ученикам дают карточку с tally marks (например, ||||⟋ ||) и они составляют рассказ:
- “I have 7 toy cars. My brother has only 3.”
Это помогает осваивать:
- числительные
- конструкцию have got
- темы possessions, family, hobbies
Грамматические упражнения
Tally marks помогают визуализировать грамматику. Например, использование there is / there are:
- “There is one book.” (|)
- “There are five pencils.” (||||⟋)
Словарный диктант через tally
Учитель читает слова. За каждое угаданное слово — одна палочка. В конце — подсчёт на английском.
Примеры заданий для урока
Игра: “Tally Race”
- Две команды получают картинки (яблоки, бананы, пироги).
- За 1 минуту каждая команда делает tally по картинкам.
- Затем рассказывает:
- “We saw four apples and six bananas.”
Игра: “Tally Voting”
- Ученики голосуют за любимый цвет tally marks.
- После голосования ученики делают график или пишут отчёт.
Tally Marks -2
Счёт засечками может иметь и иной вид:
1 . – Вертикальная палочка.
2. – Вторая палочка ставится от верхней вершины вправо под прямым углом. Как буква Г.
3. – Третья исходит из правого конца второй под прямым углом вниз. Как буква П.
4. – Из нижней вершины третьей черты четвёртая отходит влево и замыкает квадрат.
5. – Пятая линия по диагонали пересекает квадрат внутри.
Tally marks — это не только древнейший способ подсчёта, но и мощный инструмент в арсенале современного учителя английского языка. Они помогают соединить абстрактные понятия с конкретным действием, вовлекают учащихся, делают уроки живыми и увлекательными. Особенно в начальной школе, где визуальные и тактильные методы — ключ к пониманию.
Можно учить английский с помощью этих методов, можно без.
Главное – вместе с Language Heroes!