Английский Как учить языки

Палочки-выручалочки при обучении и самообучении английскому

fon
Выучи язык с авторами сайта!

Языки нужно учить не из-под палки, а с удовольствием. Но именно различные палочки помогают разложить материал по полочкам. В этой статье поговорим о палочках Кюизинера и методе счёта зарубками по пятёркам «tally marks».

Как говорится, кто не знает, тот узнает, кто не понял, тот поймёт.

И поэтому… вперёд!

Палочки Кюизенера и обучение иностранным языкам

Палочки Кюизенера (цветные разноразмерные счётные палочки/блоки) традиционно используются в преподавании математики, особенно для развития числовых представлений у детей. Однако этот яркий, наглядный и простой в использовании инструмент нашёл применение в преподавании иностранных языков.

Разберём же, что такое палочки Кюизенера, каковы их основные характеристики и каким образом они могут быть использованы для развития словарного запаса, грамматических навыков и коммуникативной компетенции в рамках уроков английского (или любого другого) языка.

Какие они – палочки Кюизенера?

Палочки Кюизенера — это набор цветных деревянных или пластиковых брусков длиной от 1 до 10 сантиметров, где каждая длина соответствует определённому цвету. Названы в честь бельгийского педагога Жоржа Кюизенера, разработавшего их в середине XX века для развития абстрактного мышления и математических понятий через конкретные визуальные образы.

Палочки-выручалочки при обучении и самообучении английскому

Цветовая система (пример):

Белый представляет цифру 1 и является прямоугольником с длиной стороны в, соответственно, 1 см. То есть это получается квадрат. Или куб..ик маленький.

Красный – это уже безоговорочный прямоугольник или параллелепипед с длиной длинной стороны в аж 2 см.

Светло-зелёный – догадались? Правильно, брусок в 3 см. означает цифру 3.

Пурпурный – 4. Никакой больше интриги.

Жёлтый– Можно было бы уже не писать, но всё-таки 5. Ладно, продолжим эту очевидную последовательность.

Тёмно-зелёный – 6

Чёрный – 7

Коричневый – 8

Синий – 9

Оранжевый – 10

Очерёдность цветов придётся запомнить именно такую – кюизенеровскую, она же не такая, как в радуге. Но ведь и цветов не 7, а более. Десятичная система как-никак.

В математике они служат для визуализации сложения, вычитания, деления, дробей, даже алгебры. Но потенциал этих палочек значительно шире — особенно в области языкового образования.

Если вы хотите не приобрести, но сделать кюизенеровы элементы самостоятельно, к вашим услугам и деревянные палочки от мороженого, и цветной картон, и ткани, и металл, графические приложения, и даже пометки во время демонстрации экрана в zoom’e. (Статья пишется за день до закрытия Skype). Не говоря уже о просто цветных фломастерах на доске или на листке!

Примеры использования палочек в языковом обучении

В обучении языкам основными задачами являются:

  • Освоение лексики
  • Построение грамматических структур
  • Развитие устной речи
  • Вовлечение в коммуникацию

Палочки Кюизенера способствуют визуализации через цвет, форму и позицию. Это делает их мощным инструментом для тактильного и визуального восприятия учащимся и отлично подходит для детей, начинающих изучать язык, и даже взрослых на уровне A1–B1.

Изучение новых слов

  • Каждому цвету можно присвоить слово или категорию слов: например, все существительные — синие, глаголы — красные, прилагательные — зелёные.

Цвета и назначение палочек для компонентов грамматики могут варьироваться не только от учителя к учителю, но от задания к заданию.

  • Ученики составляют «предложения» из палочек, а затем озвучивают их.

Пример:

  • Красная палочка = “eat”
  • Синяя палочка = “apple”
  • Ученики выкладывают: красная + синяя → “Eat apple.”

Составление предложений и синтаксис

Палочки помогают визуализировать структуру предложения:

  • Например: Subject (синяя) + Verb (красная) + Object (жёлтая).
Палочки-выручалочки при обучении и самообучении английскому

Пример задания:
Учитель даёт модель: “I like pizza.”
→ Учащиеся выкладывают синяя + красная + жёлтая палочки.
→ Затем перестраивают предложение: “She eats cakes” и объясняют свой выбор цветов.

Грамматические трансформации

Палочки можно использовать для изменения времен, форм и порядка слов.

Пример:

  • Красная палочка = “eat”
  • Заменить красную палочку на чёрную = → “ate”
  • Добавить зелёную палочку = “will” → “will eat”
  • Получается конструкция Past Simple / Future Simple.

Игры на предлоги

Размещая палочки в пространстве, дети могут практиковать предлоги:

  • “The blue stick is under the red stick.”
  • “The green stick is next to the yellow stick.”

Развитие устной речи и истории

Ученики используют палочки как персонажей и предметы в рассказах.
— Синий — это мальчик, красный — велосипед, зелёный — собака.
→ «A boy (blue) rides a bike (red) with his dog (green).»

Работа с вопросами и ответами

Ученики выкладывают цветовые последовательности и составляют к ним вопросы:

  • “Who?” — синяя палочка
  • “What is he doing?” — красная
    → “What does the boy do?”

Работа в парах и группах

Один ученик выкладывает «предложение» — другой должен его озвучить, перевести или задать к нему вопрос. Это развивает коммуникацию и гибкость мышления.

Примеры для учителя

  • Командная игра “Построй фразу”
    Команды соревнуются, кто быстрее составит правильное предложение из палочек, данное учителем (по образцу или на слух).
  • “Секретное предложение”
    Один ученик составляет фразу из палочек — другой должен догадаться, что она означает, по цветам.
  • Сочинение истории
    Группа выкладывает палочки в линию, где каждый цвет — элемент рассказа (кто? что делал? где? с кем?). Затем они озвучивают или записывают свою историю.

Хотя палочки Кюизенера были рождены в мире чисел, сегодня они с успехом перекочевали в царство слов. Использование палочек в изучении иностранных языков не только развивает навыки, но и добавляет элемент игры и творчества в учебный процесс. Этот метод полезен как детям, так и взрослым, и особенно хорош для тех, кто учится «руками» и «глазами», а не только ушами.

Что такое Tally Marks?

От современных методик перейдём к древнейшим. Да-да, мы же до сих пор при счёте нередко ставим просто вертикальные чёрточки, точно так же, как наши предки делали зарубки, засечки и прочие «черты и резы».

Западная образовательная система давно и всерьёз использует этот проверенный временем (не то слово!) метод счёта. Подсчёт не абы как, а пятёрками. Причём в каждой пятёрке пятая черта наискосок перечёркивает предыдущие 4. Называется это tally marks. Из-за того, в русском языке такое явление пока не сильно распространено, позвольте мне в некоторых местах оставить это выражение без перевода.

Палочки-выручалочки при обучении и самообучении английскому

Tally marks (в русском можно перевести как черточки для подсчёта или счётные черты) — это один из самых древних и наглядных способов фиксировать количество объектов. Метод заключается в том, что за каждый объект ставится вертикальная черта. Каждая пятая черта перечёркивает предыдущие четыре, образуя легко считываемые блоки по пять единиц. Например:

|||| = 4

||||⟋ = 5 – вообще-то косая черта должна перечёркивать все вертикальные, то юникод позволяет набирать лишь так.

||||⟋ ||||⟋ = 10

Этот метод популярен в начальной арифметике, а также в статистике, при голосованиях, учёте и играх, когда нужно быстро фиксировать количество чего-либо без письменных чисел.

История tally marks

Счётные черты использовались ещё в первобытных обществах. Каменные таблички с зарубками — это tally marks в их доисторическом виде. Позднее их стали использовать в бухгалтерии, особенно в Англии до XIX века — на специальных деревянных палочках tally sticks.

Как tally marks помогают считать?

Правила использования tally marks:

  • Каждая вертикальная палочка = 1.
  • Каждая 5-я палочка — наклонная, перечёркивает предыдущие 4.
  • Это позволяет быстро считать по пятёркам. И остаткам после последней пятёрки.

||||⟋ ||||⟋ || = 12

(5 + 5 + 2 = 12)

Такой визуальный способ подсчёта особенно удобен для:

  • Учёта голосов в голосовании.
  • Подсчёта повторяющихся объектов (например, машин на дороге, детей в классе).
  • Игровых ситуаций: очки в викторинах, карточках, и т.п.

Применение tally marks в обучении английскому языку

Хотя tally marks — это математический инструмент, их с успехом можно использовать и на уроках английского языка, особенно в начальной школе (уровни A1–A2). Вот как это работает.

1.Счёт и повторение числительных

Используйте tally marks как способ приучить детей считать на английском.

Упражнение:

  • Учитель рисует на доске tally marks.
  • Ученики хором считают: “One, two, three, four, five!”
  • Можно предложить: “How many lines can you see?”

2. Сбор информации (questionnaires)

Tally marks идеально подходят для проведения мини-опросов:

Пример: What’s your favorite fruit?

  • Apples → ||||⟋ (5)
  • Bananas → ||| (3)
  • Oranges → |||| (4)

Затем дети составляют предложения:

  • “Five children like apples.”
  • “Three children like bananas.”

Упражнения с глаголом like и dislikes

Игра:

  • Ученики спрашивают друг друга: “Do you like pizza?”
  • Каждый “Yes” = одна tally mark на листе.

После опроса — составление фраз:

  • “Tom has 6 tallies. He likes pizza very much.”

Рассказы по tally-моделям

Ученикам дают карточку с tally marks (например, ||||⟋ ||) и они составляют рассказ:

  • “I have 7 toy cars. My brother has only 3.”

Это помогает осваивать:

  • числительные
  • конструкцию have got
  • темы possessions, family, hobbies

Грамматические упражнения

Tally marks помогают визуализировать грамматику. Например, использование there is / there are:

  • “There is one book.” (|)
  • “There are five pencils.” (||||⟋)

Словарный диктант через tally

Учитель читает слова. За каждое угаданное слово — одна палочка. В конце — подсчёт на английском.

Примеры заданий для урока

Игра: “Tally Race”

  • Две команды получают картинки (яблоки, бананы, пироги).
  • За 1 минуту каждая команда делает tally по картинкам.
  • Затем рассказывает:
    • “We saw four apples and six bananas.”

Игра: “Tally Voting”

  • Ученики голосуют за любимый цвет tally marks.
  • После голосования ученики делают график или пишут отчёт.

Tally Marks -2

Счёт засечками может иметь и иной вид:

1 . – Вертикальная палочка.

2. – Вторая палочка ставится от верхней вершины вправо под прямым углом. Как буква Г.

3. – Третья исходит из правого конца второй под прямым углом вниз. Как буква П.

4. – Из нижней вершины третьей черты четвёртая отходит влево и замыкает квадрат.

5. – Пятая линия по диагонали пересекает квадрат внутри.

Tally marks — это не только древнейший способ подсчёта, но и мощный инструмент в арсенале современного учителя английского языка. Они помогают соединить абстрактные понятия с конкретным действием, вовлекают учащихся, делают уроки живыми и увлекательными. Особенно в начальной школе, где визуальные и тактильные методы — ключ к пониманию.

Можно учить английский с помощью этих методов, можно без.

Главное – вместе с Language Heroes!

Обучение в Language Heroes

Александр Невзоров

Гражданин литовского происхождения.
Выпускник курсов Клайпедского Университета.
Переводчик с литовского.