Баски, европейские аборигены, живущие на западе Пиренейских гор, славятся своей уникальностью. Их язык не дает покоя лингвистам тайной своего происхождения, их группа крови заставляет ломать голову генетиков… Но, пожалуй, главная загадка басков — это то, как им удалось сохранить свою национальную идентичность и не раствориться среди других народов.
Как мне кажется, секрет здесь в том, что в Стране Басков умеют органично сочетать древние традиции и современные реалии. Например, древние языческие верования басков, изменяясь с течением веков, сохранились до наших дней, и в последнее время вызывают все больший и больший интерес. Во всех баскских землях, то есть в четырех испанских провинциях (Алава, Бискайя, Гипускоа, Наварра) и трех французских (Лабур, Нижняя Наварра, Суль) есть места, с которыми связаны разнообразные легенды и мифологические существа. О персонажах этих мифов и будет мой рассказ.
Верховная богиня Мари
Поговаривают, что в древние времена в баскском обществе царил самый настоящий матриархат. Так это было или нет, доказать сложно, но факт остается фактом: верховное божество у басков — женского пола. Мать-прародительница всех фантастических существ известна под разными именами, чаще всего ее называют Мари (Mari) или Госпожа с горы Анбото (Anbotoko Dama). Живет Мари в недрах земли, а для выхода на поверхность использует пещеры, коих в баскских горах предостаточно. Самая любимая пещера богини — Mariren koba — находится у вершины горы Анбото (исп. Amboto, баскск. Anboto) в провинции Бискайя.
Все эти обличья помогают ей справляться со своими обязанностями, ведь Мари, согласно легендам, управляет непредсказуемой баскской погодой, а также следит за справедливостью в мире и наказывает воров и лжецов.
Кроме того, она всегда рада помочь советом всем, кто к ней обращается. Главное — соблюдать правила поведения при встрече с богиней: «тыкать» ей, используя особое баскское местоимение hi, не садиться в ее присутствии и выходить из пещеры, не поворачиваясь к Мари спиной. Чтобы узнать, когда Госпожа Анбото находится в своей резиденции, достаточно просто посмотреть на вершину горы: если она скрыта за облаками, значит, Мари на месте.
Гора Анбото (справа)
Подняться на Анбото стоит не только тем, кто хочет посовещаться с баскской богиней, но и всем любителям природы и хайкинга-трекинга. Существует несколько маршрутов к вершине горы, самый простой начинается у церкви в природном парке Уркиола (Urkiola), до которого легко добраться на автобусе из городов Дуранго и Витории-Гастейс. Суровые горы, зеленые луга, пасущиеся лошади и коровы будут сопровождать вас в течение всей прогулки.
По дороге к вершине Анбото. Как можно видеть, Мари вернулась домой
Драконы Сугаар и Эренсуге
Богиня Мари — дама замужняя, и супруг ее не кто иной, как дракон или, по некоторым легендам, змей Сугаар (Sugaar), также известный как Маху (Maju). Века семейной жизни не охладили накал страстей между Мари и Сугааром: все их встречи сопровождаются грозами и/или градом.
Есть в баскской мифологии и более злобный дракон, похожий на русского Змея Горыныча: Эренсуге (Herensuge). В каждом уголке Страны Басков о нем рассказывают по-своему, например, голов у него то семь, то всего одна. Эренсуге занимался пожиранием людей и прочими злодействами, но в один прекрасный день его остановил храбрый герой. Опять же, показания свидетелей расходятся: победу над драконом приписывают самым разным персонажам, от деревенских кузнецов до реальных исторических фигур и Св. Михаила.
В одной из таких легенд говорится о появлении чудовища в городке Аррасате (Arrasate), провинция Гипускоа. Считается, что именно эти поверья послужили поводом дать Аррасате в XIII веке второе, испанское название: Mondragón, что можно перевести как «гора дракона».
Сейчас этот город официально называется Arrasate/Mondragón, а на вершине холма в парке Санта-Барбара установлен памятник легендарному дракону. Съездить посмотреть на него можно на прямом автобусе из трех баскских столиц — Сан-Себастьяна, Бильбао, Витории-Гастейс — или даже из Мадрида. Добравшимся в Аррасате советую также посетить близлежащие красоты, например, местечко Оньяти (Oñati) — «баскский Толедо» и необычную авангардистскую церковь Аранцасу (Arantzazu).
Дракон в Аррасате/Мондрагоне
Русалки-ламии
Нашлось в баскских сказаниях место и коварной соблазнительнице, дальней родственнице европейских русалок.
Ламия (lamia), или ламинья (lamina), как и предыдущие персонажи, выглядеть может по-разному. В прибрежных районах Страны Басков ее изображают с обычным, русалочьим хвостом и наделяют способностью плавать.
Они любят сидеть вблизи рек и ручейков, расчесывать свои длинные волосы золотыми гребнями да сводить с ума баскских пареньков, которые, как честные люди, пытаются на них жениться — но из этой затеи ничего не выходит, переступить порог церкви для невесты невозможно.
В Стране Басков есть целых два памятника известным по легендам ламиям: один, посвященный красотке Шишили (Xixili), находится в порту города Бермео (Bermeo), второй — в районе Гарагарца (Garagartza) вышеупомянутого Аррасате/Мондрагона. Чтобы познакомиться с Шишили и полюбоваться океаном да разноцветными лодочками, нужно сесть на поезд Euskotren или на автобус Бильбао-Бермео.
Ламия Шишили в Бермео. У нее, кстати, рыбий хвост заканчивается утиными лапами!
Интересно, что на востоке баскских земель, на французской территории, ламиями обычно называют совершенно других существ. Это работяги маленького роста, похожие на гномов, и они чаще всего мужского пола. Такие ламии помогают людям при строительстве мостов, домов или мельниц, причем работают они исключительно ночью. Самый известный мост их авторства – Мост Ламий (Lamiñen Zübüa) – находится в деревне Лиги (баскск. Ligi-Atherei, франц. Licq-Athérey) в провинции Суль. Ламии предложили местным жителям построить его за одну ночь в обмен на самую красивую девушку на селе. Однако, когда мост был почти готов и оставалось только положить последний камень, жених девушки разбудил петуха, и строители в страхе разбежались, оставшись ни с чем.
Мост Ламий в Лиги. На самом деле, тут все камни на месте!
Добраться до Лиги на общественном транспорте нельзя — автобус из Байонны доезжает только до деревни Атарраце (баскск. Atharratze-Sorholuze, франц. Tardets-Sorholus), что в 6 километрах от моста.
Леший Basajaun
С обитателями пещер и водоемов все ясно, а кто же населяет таинственные баскские леса? В них, если верить легендам, обитает леший — покрытый волосами силач Басахаун (он же Басайаун или Басажаун, в зависимости от диалекта). Название этого персонажа, в отличие от предыдущих, расшифровывается просто: это сочетание слов basa ‘лес’ и jaun ‘господин’. Басахауна особенно уважают баскские пастухи: им он нередко помогает, предупреждая свистом о приближающейся буре или стае волков. Есть также предания о том, что Басахауны издавна умели обрабатывать землю и работать с металлом, а люди хитростью добыли у них эти секреты.
Живут баскские лешие, разумеется, в самых красивых местных лесах: в Ирати (Irati) в Наварре, одном из самых больших смешанных лесов Европы, и в природном парке Горбеа (Gorbea) вокруг одноименной горы, между Бискайей и Алавой. Буковая рощица Оцаррета (Otzarreta) в Горбеа с недавних пор стала местом паломничества фотографов именно благодаря царящей там магической атмосфере.
Лес Оцаррета осенью
Попасть в Оцаррета можно, прогулявшись по горам от района Барасар (Barazar) деревни Сеанури (баскск. Zeanuri, исп. Ceanuri), до которого ходит автобус из Бильбао.
Великаны-хентили и Оленцеро
Еще одни существа, отличающиеся недюжинной силой, — это хентили (jentilak), баскские великаны. Им приписывают создание доисторических сооружений — дольменов, кромлехов и иже с ними, которых по всей Стране Басков разбросано предостаточно. Хентили спокойно жили в баскских горах до тех пор, пока в один прекрасный день не увидели в небе звезду, возвещавшую о рождении Христа. Это знамение означало конец века хентилей — они в ужасе спрятались под землю и исчезли навсегда. Только один из них решил остаться и принять христианскую веру; этот последний хентиль теперь не кто иной, как Оленцеро (Olentzero), баскский Дед Мороз.
Перед католическим Рождеством Оленцеро со свитой приходит в баскские города и деревни — и это всегда очень красочная процессия, которую любят и взрослые, и дети. В каждом месте ее организуют по-своему, например, в Бильбао Оленцеро сопровождают другие персонажи, в том числе Ламия и Басахаун, в Памплоне с ним идут животные… Дату и время прихода Оленцеро можно уточнить на официальном сайте конкретного населенного пункта.
Оленцеро в Бильбао
Ведьмы-соргины и Акербельц
В завершение рассказа о баскской мифологии упомянем о ведьмах. Баскская ведьма — соргин (sorgin), или беларгиле (belhargile) в провинции Суль, — не нуждается в метле, чтобы отправиться на шабаш. Ей, как специалистке по травам, нужно всего лишь приготовить специальную мазь и произнести заклинание sasi guztien gainetik, laino guztien azpitik (‘над всеми зарослями, под всеми облаками’).
Девушки в образе беларгиле на maskaradak, традиционном карнавале-спектакле в Сули
Соргины в компании черного козла по имени Акербельц (Akerbeltz) собирались в пещерах, дольменах, на вершинах гор или просто на лугах (кстати, баскское и впоследствии испанское название шабаша — akelarre — произошло от aker ‘козел’ и larre ‘луг’). Один из дольменов под названием «Хижина ведьмы» (Sorginaren Txabola) в Алаве и сейчас служит местом проведения театрализованных акеларре. Находится он между деревнями Гуардия (исп. Laguardia, баскск. Guardia) и Бильяр (исп. Elvillar, баскск. Bilar), до которых ходят автобусы из Витории-Гастейс и Логроньо.
Дольмен «Хижина ведьмы»
Страну Басков, как и другие регионы Европы, затронула охота на ведьм. Акербельц, которого баски считали защитником домашней скотины (обычай иметь в хозяйстве черного козла сохранился до сих пор), был объявлен нечистой силой.
Некоторые видят в этом целенаправленное преследование свободолюбивых баскских женщин, и в наши дни многие испанские и баскские феминистки зовут себя «внучками ведьм, которых вы не смогли сжечь» (баскск. erre ezin izan zenituzten sorginen bilobak).
Черный козел охраняет баскский дом от подозрительных фотографов
Образ ведьм также вдохновлял и продолжает вдохновлять многих творческих людей: советую послушать задорную песню «Erre zenituzten sorginen» баскской группы Esne Beltza и посмотреть комедию-ужастик Алекса де ла Иглесиа «Ведьмы из Сугаррамурди» / «Las brujas de Zugarramurdi».
Для тех, кто хочет знать больше…
Хотите продолжить знакомство с мифологией басков? Материалов по этой теме целая гора! Во-первых, сборники легенд, которых немало как в книжных магазинах Страны Басков, так и онлайн. Читать их можно не только в оригинале, — на баскском языке — но и на испанском, французском, английском и даже на русском (правда, раздобыть единственную переведенную на русский книгу «Легенды Эускалеррии» весьма сложно). Во-вторых, есть масса работ-описаний мифологии, от трудов отца баскской этнографии Хосе Мигеля Барандиарана до техники на грани фантастики — книжечки Mitologik с дополненной реальностью. В интернете можно почитать энциклопедию Ауньяменди или потренировать понимание баскского на слух при помощи аудиорассказов.
В самой Стране Басков стоит посетить как большие этнографические музеи (самые крутые — в Байонне, Гернике и Бильбао), так и маленькие, посвященные именно мифологии: например, музей ведьм в Сугаррамурди, дом Оленцеро в Мунгии или музей Барандиарана в Атауне. Кроме них, туристам открыты выставки работ художников, скульпторов и прочих творцов, которых вдохновили баскские мифы: инсталляция «Баскская космогония» в парке Ламера в Бермео или выставочный зал Эраускорриче в Атарраце. В последние годы по всей Стране Басков активно составляют маршруты по «мифологическим» местам, их можно найти, например, на официальном сайте о туризме в Эускади или в специальных путеводителях.
И, конечно же, самый главный «ключик» к баскской культуре — это эускара, язык басков. Начать его изучать совсем просто — нужно только вооружиться списком отобранных мной ресурсов для его изучения и записаться в ближайший поток Language Heroes. Волшебная атмосфера в группе Редких языков и фантастические приключения в мире баскской грамматики гарантированы!
Все фотографии в статье предоставлены автором.