Примерно в ноябре 2016 года мне пришла в голову мысль получить сертификат по английскому языку. Я прочитала чужие отзывы о разных экзаменах и решила, что нужно записаться на САЕ. Хорошо, что меня отговорили:)
У русских (по крайней мере, у большинства моих знакомых) принято занижать свой уровень, ведь скромность красит. Так вот: никого она не красит, и нет смысла сдавать на С1, если знаешь на С2. А если вы смотрите фильмы в оригинале без субтитров, читаете на английском и свободно общаетесь, то вы знаете на С2. Тут можно сколько угодно говорить, что С2 – это уровень образованного носителя и нам с вами в жизни никогда не дотянуть до него, но факт остается фактом: чтобы сдать экзамен на С2, вовсе не обязательно жить в Англии в течение долгого времени или быть лингвистом.
Например, я сдала на 223 из 230 (это оценка А), причем практически без подготовки.
Экзамен включает в себя четыре части: reading and use of English, writing, listening, speaking. Расскажу подробнее про каждую из них.
Reading and use of english (90 минут)
Название этой части обманчиво простое, на мой взгляд, это – самая сложная часть. Если в части writing вы что-то не помните точно и можете заменить одно слово на другое или перестроить всю фразу, то здесь вы такого не сделаете. В use of English от вас ждут четкого знания конструкций, а в reading – умения анализировать. В отличие от многих других экзаменов, здесь не будет однозначных ответов, зачастую приходится угадывать, исходя из знания логики составителей. Я понятия не имею, какое отношение это самое знание логики имеет к знанию языка, но мне удалось получить за эту часть полный балл (230 из 230).
Самую большую помощь в этом мне оказал учебник Proficiency testbuilder. Я пробовала еще Objective Proficiency и Gold Proficiency, на мой взгляд, эти два больше по части улучшения английского, а мне нужно было понимание структуры экзамена и чего можно ожидать от составителей:) Фиолетовая книжка оказалась идеальной: внутри нее есть 4 модельных экзамена и к каждому ответу есть пояснение, почему нужно выбирать именно его. Кроме того, там дана отработка полезных выражений, которые могут попасться в use of English.
Writing (90 минут)
В этой части вы должны написать эссе (без выбора темы) и выбрать любое из следующего: письмо, обзор, статья или отчет. Всего на выбор будет пять вопросов, но два из них будут про заранее прочитанные книги, поэтому я их даже не брала в расчет.
Самое важное в этой части – писать быстро. ОЧЕНЬ быстро. Мне не нужно долго думать, чтобы написать эссе и письмо, поэтому я самонадеянно писала на черновике. Когда я переписала эссе и увидела, что на письмо остается всего 20 минут, стала строчить прямо в чистовик и еле успела – мне даже не удалось сосчитать слова, так быстро наступил момент сдачи бланка. В моей аудитории две женщины расплакались, когда у них забирали бланки, как позже выяснилось, они не успели переписать даже эссе. Еще два-три человека написали только эссе, но не успели письмо. Я получила за эту часть 214 из 230, это все еще оценка А.
Что касается содержания вашего текста, надо помнить о трех вещах:
1. Структура. У эссе должно быть четкое введение и заключение, причем эти две части должны почти совпадать. Если во введении у вас стоит «панды такие мимими, что хочется их расцеловать», то в заключении должно тоже быть «панды такие мимими, что хочется их расцеловать, так как…». Для меня это было очень непривычным, потому что мне упорно казалось, что проверяющий не дурак и к концу текста вряд ли забудет начало. Но это оказалось стандартным требованием к эссе, мне повезло, что удалось взять несколько консультаций у англичанки, которая занимается проверкой СРЕ.
Кроме этого, эссе должно содержать два аргумента, которые должны быть логическими и развернутыми.
2. Логика. Так как СРЕ – это экзамен для «взрослых», то за отсутствие логики будут карать. Здесь важно не столько показать свой прекрасный английский, сколько показать умение написать четкий текст. Должно быть понятно, что именно иллюстрируют ваши аргументы, все части должны быть связаны и обязательно наличие аргументированного вывода.
3. Язык. Я очень очень много раз слышала от русских, что в САЕ и СРЕ надо выпендриться и вывалить на составителей как можно больше сложных конструкций и нечитаемых слов. Это неправда. К языку, по большому счету, есть только два требования: он должен быть формальным (никаких `cause, gonna, wanna, etc..), и он должен быть более-менее литературным. Нельзя называть одну и ту же вещь одинаковым словом пятнадцать раз. Нужно искать синонимы. Это может оказаться сложным, например, у меня в эссе была тема intelligence. Много ли вы знаете адекватных формальных синонимов? Я, к сожалению, нет.
Для тем на выбор нужно знать следующее:
- Для письма нужно четко знать обращение и прощание в зависимости от степени близости того, кому вы пишете. В статье нужно использовать очень литературный язык, она должна легко читаться и быть интересной.
- В отчете нужно использовать очень формальный язык. Мой совет – готовиться ко всем из этих вариантов, потому что может оказаться так, что вы готовились к отчету, а он оказался на тему того, в чем вы не разбираетесь.
Listening (40 минут)
Самая простая часть (у меня 230 из 230). Лучше всего тренироваться, слушая разных носителей (сюда входят и такие сложные, как британцы и австралийцы) на умеренной громкости в шумном месте. Желательно, чтобы кто-то рядом с вами лаял/кашлял/сопел. Именно это случилось со мной – две девушки словно сговорились и без конца кашляли на этой части.
Speaking (16 минут)
Включает в себя три задания.
Сначала вы заходите, садитесь, представляетесь и отдаете свой бланк. Затем экзаменатор задает вам пару вопросов, чаще всего они кружатся вокруг города, где вы выросли или каких-то событий из прошлого. Самое главное в этой части – не отвечать односложно. Если вам нечего отвечать на вопрос, просто плавно перескочите на другую тему и расскажите о ней. Например, если вас спросили, любили ли вы рисовать в детстве, а вы, к сожалению, не любили (или любили и вам есть, что сказать, но вы не помните, как будет акварель и не знаете, как произносятся фамилии ваших любимых художников на английском), то просто скажите, что рисование – это важный процесс в формировании личности ребенка, но ваши родители для этой цели вместо рисования использовали музыкальную школу, где вам очень нравилось и вы наслаждались каждым уроком, потому что ваша учительница давала вам послушать записи икон рок-н-ролла на каждом занятии.
Потом экзаменатор задаст пару вопросов вашему партнеру. Нужно сидеть и молчать.
Второе задание – это обсуждение картинок с партнером. Обычно вам нужно выбрать картинку для обложки журнала, посвященного какой-то теме. Самое важное в этом задании – взаимодействие с партнером, за это отдельная оценка. Не нужно показывать, что вы умнее вашего партнера или знаете английский лучше него. Главное – это обсудить. Обсуждение должно длиться некоторое время, поэтому развивайте мысль и задавайте вопросы вашему партнеру. В конце нужно обязательно прийти к какому-то заключению, лучше всего согласиться с партнером. Если душа совсем против согласия, можно сказать let`s agree to disagree.
Третье задание заключается в том, что вашему партнеру задают вопрос и он должен развернуто ответить на него. В тот момент, пока он отвечает, нужно слушать его ОЧЕНЬ внимательно, потому что вас попросят прокомментировать идеи, высказанные партнером. Затем то же самое произойдет с вами.
За эту часть у меня 211 из 230, это все еще оценка А. Меня очень сильно выбило из колеи то, что оба экзаменатора были русскими. Пусть Кембридж говорит что угодно, но я не считаю, что не носители могут оценить чужой уровень, в конце концов, может, я использую фразеологизмы 19 века, а экзаменатор их не знает? В этой ситуации самым смешным было то, что у экзаменатора был явный русский акцент, а экзамен, вообще-то, в том числе и произношение оценивает…
Главный совет по этой части: попытайтесь потренироваться отвечать на вопросы дома на время. Может оказаться очень сложным разворачивать свою мысль в течение определенного количества секунд.
Кроме учебников, готовящих к CPE, я также пробовала серию Advanced .. in use, по большей части она оказалась бесполезной, но учебник Advanced collocations in use мне все-таки пригодился, потому что часто именно коллокации важны на уровне С2 (коллокации – это устойчивые словосочетания, например, greatly appreciate, native speaker, bad breath).
Примечание от автора: шкала оценок
200 – 212 grade C
213 – 219 grade B
220 – 230 grade A
Общая оценка за экзамен – среднее арифметическое пяти частей.
Автор статьи: Василиса Колесникова, группа Василины – Беспомощный нытик (языки, наука и рисование). Финалист потока Language Heroes.