Я обожаю латиноамериканские танцы, хотя у меня с ними очень сложные отношения. Я то хожу на уроки каждую неделю, то бросаю все на несколько лет и убираю коробку с танцевальными туфлями подальше в шкаф. Как говорила героиня Дженнифер Лопес в “Давайте потанцуем”, у каждого танца есть история. И так же как танцевать, я обожаю читать о танцах.
Окинем взглядом историю двух культовых латиноамериканских танцев: сальсы и танго; разберемся, о чем поют в песнях и расшифруем названия танцевальных фигур.
История и виды сальсы
История возникновения и развития сальсы
Сальса как музыкальный жанр
Судя по таймлайну, в очередную волну миграции кубинцы и пуэрториканцы оседают в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе и играют традиционную музыку с элементами афро-американского джаза. В то время в США уже существовали музыкальные продюсеры. Они замечают эти “бэнды”, и вот новый жанр быстро становится популярным. Добавим сюда новые инструменты: фортепиано, трубы и саксофон; и вот готов рецепт “соуса”, известного по всему миру.
Сальса как танец
Что касается танцевальных движений, то на сегодня окончательно оформились несколько стилей. В Европе, в основном, танцуют salsa casino (кубинскую) и salsa en línea (линейную).
В кубинской заметно влияние других традиционных танцев острова: румбы, мамбо и особенно, сона монтуно. Если несколько пар объединяются в круг, получается rueda de casino (кубинская руэда). В линейной – больше джаза и элементов из рок-н-рольных танцев (чарльстона, линди-хопа).
Есть также стиль Пуэрто-Рико и высокоскоростная salsa caleña из колумбийского города Кали.
По синхронизации движений с музыкой, различают сальсу “на 1” и сальсу “на 2”.
В танце “на 1”, первый шаг делается на счет “раз”. По идее, это самая естественная манера танцевать, присущая всем хомо сапиенс: мы интуитивно начинаем двигаться с началом музыки. Для сальсы “на 2” нужен хороший музыкальный слух. Как линию, так и кубинскую можно танцевать на 1 и на 2.
4 способа определить стиль сальсы на глаз и на слух
- Танцоры двигаются по воображаемой прямой линии? Линейная. По кругу? Кубинская. Именно поэтому возможно существование руэды – синхронного танца нескольких пар по кругу.
- Быстро танцуют? Скорее всего, линейная.
- Партнерша делает красивые движения руками и держит кисть вытянутой, почти как в балете? Линейная. Танцоры двигаются всем телом, иногда импровизируют что-то похожее на народный африканский танец? Кубинская.
- Послушаем внимательно музыку. Больше джазовых импровизаций и инструментов типа фортепьяно и саксофон? Линейная. Больше барабанов и перкуссии? Кубинская. Благодаря африканским корням в кубинской больше импровизаций на тему другого танца – румбы, а в текстах песен часто встречаются слова из сантерии.
На Кубе сантерия (религия народа йоруба), распространилась после появления огромного количества рабов, вывезенных из Африки для работы на плантациях. На острове их исправно обращали в католицизм, но они продолжали тайно соблюдать свои религиозные обряды, смешивая их с христианскими.
Мини-словарь сальсы
Термины из сантерии и просто слова, которые часто звучат в песнях.
- ¡Ahinamá! происходит от фразы на испанском aquí nada más. Звучит обычно после особо вдохновляющих слов в песне или заводного музыкального фрагмента. Можно перевести как “то, что надо”, “отлично!”
- Aché – термин из афрокубинской сантерии, означает “удача”, “хорошая энергия”. Используется как пожелание удачи: ¡Que tengas mucho aché! вместо ¡que tengas mucha suerte!
- ¡Azúcar! буквально переводится как “сахар”. Возглас придумала легендарная певица Селия Крус, чтобы заряжать публику на своих выступлениях.
- Aguanile – ещё одна фраза из сантерии. Используется как приветствие Огуна, одного из ориш (божеств в религии йоруба и сантерии). Огун – повелитель металлов и бог войны.
- Orishas – африканские божества. Каждый ориша имеет свой эквивалент в католической религии. Например, Огун соответствует Святому Петру и Архангелу Михаилу. Ориши часто упоминаются в текстах кубинской сальсы и других музыкальных жанрах, никак не связанных с религиозными ритуалами.
- Sandunga, sabor, swing. Все это синонимы, которые можно перевести как “вкус”. Элегантное и грациозное умение танцевать или виртуозно играть на музыкальном инструменте.
- Tumbao – звук удара по барабану конга, который звучит как “тумбао”. Как и сандунга, используется для одобрительных комментариев. Tiene tumbao значит “она/он классно танцует”.
История и виды танго
История возникновения и развития танго
Представим портовый город Буэнос-Айрес в конце 19 века. Недавно освободившиеся от рабства африканцы и эмигранты со всего мира днем работают в порту, а по вечерам собираются в барах и игорных домах. Располагались увеселительные заведения в маргинальных районах, так называемых arrabales, окраинах. Неудивительно, что в таких местах завсегдатаями были криминальные личности. Это важная деталь, так как музыка и тексты песен неразрывно связаны с лунфардо.
“Воровской диалект”, так назвали в конце 19 века этот жаргон в аргентинской газете La Prensa. Первое время lunfardo был синонимом слова ladrón (вор). Очень быстро жаргон распространился от маргиналов к представителям рабочего класса, и сейчас без лунфардо невозможно представить обычного жителя Буэнос-Айреса, попивающего feca con chele (кофе с молоком) перед laburo (работой).
Если следовать логике лунфардо по перестановке слогов, становится понятно, почему музыканты Gotan Project назвали группу именно так. Больше про особенности лунфардо и аргентинский испанский можно узнать из статьи Светланы.
Из маргинальных районов танго перебирается сначала в общежития бедных эмигрантов, а затем и в высшее общество. На каждом из этапов развития позиция в паре становится более открытой, а движения не такими откровенными. Этот похожий на современный стиль называется tango de salón (салонное танго).
“Золотой век” танго приходится на 30-40 годы прошлого столетия. В то время любимцем публики был Карлос Гардель, и многие начинали танцевать танго именно из-за его песен. Национальный день танго отмечается в Аргентине каждый год 11 декабря, в день рождения Гарделя.
С 50-х годов в Аргентине происходят один за другим военные перевороты и танец, фактически, забывается на тридцать лет. В 1983 году во Франции выходит хореографическая постановка “Аргентинское танго”, а через два года представление повторяется на Бродвее. Так появляется новый стиль, tango escenario (сценическое танго) со сложной хореографией. Танец обретает мировую популярность, открываются школы и становятся популярны милонги (вечеринки для танцующих танго). С начала 90-х годов развивается современный стиль, tango nuevo (новое танго). Если вы совсем не знаете испанского, обязательно выучите слово ocho (восемь). Передвигаться нужно будет на 8 счетов и “восьмерка” ногами – основная фигура для начинающих тангеро.
Далее разберем “говорящие” названия танцевальных шагов и фигур в сальсе и танго.
Названия фигур в сальсе
Руэда
Руэда состоит из множества фигур, сочетание которых определяет рисунок танца. Один из участников становится ведущим руэды. Функция ведущего – объявлять фигуры, которые выполняют остальные. Большинство из них известны танцорам по всему миру, но какого-то конкретного регламентированного списка, как в бальных танцах, не существует.
Лингвистически, все фигуры можно разделить на три группы:
1. Существительное, некий визуальный образ.
- Principe bueno и príncipe malo (хороший принц и плохой принц) – хороший принц целует, а плохой ударяет по тыльной стороне ладони партнерши при переходе к следующей.
- Trancа (засов, задвижка), руки всех участников находятся в скрещенном состоянии.
- Sombrero (шляпа), руки танцоров скрещиваются за головой и опускаются на плечи, имитируя поля шляпы.
- Festival (фестиваль). У этого слова интересная функция, так как это не движение, а призыв к многократному повторению фигуры. Например, ¡festival príncipe malo! значит нужно повторять “плохого принца” до тех пор, пока ведущему не придут на ум другие движения.
2. Глагол в императиве + местоимение, действие направленное на партнера по танцу.
- Dame (отдай мне), основное движение в руэде, за счет которого и происходит движение по кругу: партнер передает свою партнершу соседу.
- Dile que no (скажи ей нет), движение, в результате которого партнерша не передается, а остается с предыдущим партнером и выполняет с ним следующую фигуру.
- Exíbela (покажи ее), особый поворот, при котором партнерша выступает на несколько шагов середину круга, а затем снова возвращается к партнеру.
3. Глагол в императиве, действие при выполнении движения.
- Cásate (женись), партнер берет партнершу под руку, имитируя жест молодоженов.
Линейная
Как мы уже разобрались по временному графику, линейная сальса возникла и развивалась в Соединенных Штатах. Благодаря мощному влиянию джазовой музыки и других линейных танцев того времени, неудивительно, что базовые фигуры заимствованы из английского. Например,
- Open break (раскрытие). Переход из закрытой позиции пары в открытую (одна рука свободна).
- Cross body lead (ведение через корпус). Базовый элемент для всех типов линейной сальсы, будь то Нью-Йорк или Лос-Анджелес. Ведущий партнер стоит лицом к воображаемой линии, по которой идет ведомый партнер слева направо.
- Susie Q (Сьюзи Кью). Движение, заимствованное из одного из джазовых танцев прошлого столетия, а конкретнее, из линди-хопа. Представляет собой шаги в сторону, при этом одна ступня немного впереди другой.
Пока я читала про линди-хоп, узнала много любопытного и не могу не поделиться историей названия этого ретро-танца. Оказывается, в мае 1927 года американский летчик Чарльз Линдберг впервые совершил одиночный перелет через Атлантику. Соотечественники шумно радовались подвигу Lucky Lindy, да так, что один из джазовых оркестров записал по этому случаю песню. В газетных заголовках того времени часто мелькал глагол hop (прыгать), так танец был назван в честь “атлантического прыжка” капитана Линди.
- Shines (блеск, лоск). По-испански paso libre (свободный шаг). Комбинации из базового шага сальсы и разных грациозных движений руками и корпусом. Танцуют его без пары, по сути, это танец-соло. На вечеринке может быть импровизацией, а для конгрессов по сальсе “пасо либре” всегда постановочный, со сложной хореографией.
Названия фигур в танго
- Ocho (восемь) – шаги с поворотом, ноги танцора как будто рисуют на полу восьмерку.
- Arrastrada, она же barrida (протяжка, или движение метлой) – один из партнеров “тащит” по полу своей ступней ступню другого, как будто подметает пол.
- Gancho (крючок) – один из партнеров зацепляет свободной ногой ногу другого. Звучит не очень, но на деле выглядит красиво. Секрет элегантности в том, что движение должно быть молниеносным, как удар хлыстом.
- Calesita (карусель) – один и партнеров “прокручивает” другого по его оси.
- Sanguichito, или mordida (маленький сандвич или укус), – ведущий партнер шагает таким образом, что ступня ведомого оказывается между левой и правой ступней ведущего, получается “бутербродик”.
- Colgada (провис) – смещение партнера с оси, так что он своим весом опирается на партнера, а не на свои ноги. Выглядит очень эффектно, но и занимает много места, поэтому чаще можно увидеть в хореографии для сцены, а не на милонге (специальной вечеринке для любителей танго).
Танцы + испанский = ♡
Не каждый из нас может колесить по миру, но у всех есть шанс познакомиться с другой культурой, занимаясь танцами или языками, а лучше всем сразу!
Примеры движений, которые мы разобрали, уточняют внешнюю характеристику (на что похоже?), либо дают инструкции для танцоров (что делать?). Поэтому запоминание танцевальных движений не вызывает затруднений у носителей языка, поскольку само слово подсказывает, что именно нужно делать. Иностранные любители сальсы и танго часто не имеют языковой поддержки и вынуждены придумывать собственные способы запоминания движений. А всего-то нужен минимальный уровень испанского!
Если вы уже танцуете или планируете “быть в танцах”, то с испанским проще запоминать фигуры, акцентировать какие-то слова в тексте, да и просто веселее подпевать! Окей, с танцами понятно, а есть ещё причины заняться испанским? Конечно! О плюсах изучения испанского статья Татьяны Ильевой.
Что послушать, чтобы проникнуться
Сальса
исполнительница: Celia Cruz
- La vida es un carnaval
- La negra tiene tumbao
исполнители: Willie Colón y Héctor Lavoe
- Para Ochún y Yemayá
- Aguanile
исполнитель: Elito Revé y su Charangón
- Cuba Baila Casino
исполнитель: группа Los Van Van
- Vanvaneo
ну и куда же без Marc Anthony :)
Танго
- группа: Proyecto Gotan (электронное танго)
- исполнитель: Carlos Gardel (классика)