Upd: статья написана на основании видео Anastasia Key
Перелистывая свои старые конспекты, вы не раз ловили себя на мысли, что текст выглядит знакомо, вы даже помните, как писали и заучивали его, но понимаете, что почти ничего не помните. Было такое? У меня сотни раз. И как тут рукам не опуститься, когда кажется, что все, что вы выучите, рано или поздно забудется на веки вечные. И придется каждый раз переучивать и переучивать.
Больше эта проблема вас не коснется. Я расскажу вам, как выучить любую новую информацию быстрее, не прикладывая для этого больше усилий, чем обычно; как запоминать выученное, чтобы и через два года, проснувшись посреди ночи, вы смогли бы воспроизвести, например, формы всех неправильных глаголов.
1.Кривая забывания
Давайте познакомимся с таким понятием как кривая забывания. Оно знакомо науке уже очень давно, но, к сожалению, не применяется активно в образовании. А сколько сессий можно было бы удачно закрыть без безумной зубрежки в последнюю неделю.
Кривая забывания – это график, который показывает, сколько информации мы забываем с течением времени.
В соответствии с графиком, через 20 минут после прочтения этой статьи вы забудете уже 40% информации, которую получили. Через один в час в голове останется только 45% процентов. Через один день уже 70% информации будет забыто. Через одну неделю в голове остается 23% ,и с течением времени в памяти остается всего 15% от полученной информации.
И так происходит каждый раз. Конечно, в зависимости от того, какого рода информацию вы читаете, художественную литературу или техническое описание, график может изменяться: мозгу легче запомнить нечто осмысленное, чем, например, набор рандомных слогов (хотя при изучении лексики нового языка, слова часто похожи на неосмысленный набор символов). Но общая тенденция остается такой же – быстрый спад в первые двадцать четыре часа.
Но не все так плохо как кажется. Мы должны быть благодарны мозгу за подобное свойство. Согласитесь, помнить все, с чем мы сталкиваемся в течение жизни, было бы весьма проблемно. Поэтому, забывая лишнюю информацию, мы освобождаем место для нужной и важной.
Наша с вами задача – показать мозгу, какая информация является для нас важной.
2. Активное воспроизведение информации
Что мы обычно делаем с новой информацией, которую хотим запомнить?
Мы перечитываем, конспектируем, выделяем важные определения цветом. Это все понятно нам интуитивно. Но исследования показывают, что именно это и не работает для запоминания на долгосрочной перспективе.
Процесс запоминания запускает именно активное воспроизведение информации.
Что это такое?
Это любой вид деятельности, который направлен, чтобы воспроизвести из памяти то, что у вас там лежит, и делать это до тех пор, пока количество воспроизводимой информации вас не удовлетворит.
Есть много вариантов, каждый может подобрать себе по душе.
- Пересказ
Главное воспроизводить целый блок информации, не подглядывая в первоисточник. Лучше в конце посмотреть где вы ошиблись и что забыли и пересказать заново.
Пересказ может быть письменным или устным – зависит от ваших целей. Если вы готовитесь к письменному экзамену, лучше обратиться к бумаге и ручке, а если устному, то пересказывайте информацию вслух.
- Индексные карточки
Про индексные/флэш карточки сказано уже много, если вы не знакомы с этим методом заучивания, то вот вам статья о том, что это такое и что с этим делать. Хочу только обратить внимание, что их можно использовать не только для заучивания лексики, но и различных грамматических плавил. Все ограничивается только вашей фантазией.
- Тест
Можно составить тест самому или воспользоваться уже готовым. Если вы занимаетесь по учебнику, то вопросы в конце параграфа – то, что вам нужно.
Тесты один из самых действенных и недооцененных способов запоминания информации. Давайте рассмотрим его поближе.
3. Эффект тестирования
Многие думают, что прелесть теста в том, что мы к нему усиленно готовимся. Но заучивание информации перед тестом, является лишь вторичным эффектом.
Основную пользу от тестирования мы получаем во время самого теста.
Заставляя мозг вспоминать определенную информацию, мы даем ему сигнал, что именно это нужно запомнить.
Интересно, что даже тестирование без обратной связи работает очень хорошо. Поэтому не стоит вычеркивать эту идею, если вы занимаетесь самостоятельно без преподавателя и не состоите в учебной группе.
Кстати, в учебных группах вы можете составлять для других тесты и обмениваться ими, а потом вместе проверять, прорабатывая и разбирая каждый вопрос.
Важно понимать, что тест, в этом случае, не является проверкой ваших знаний, а служит инструментом в их приобретении.
В эксперименте, в котором изучали эффект тестирования, одной группе дали перечитать прозаический отрывок четыре раза, а вторая группа читала отрывок один раз и после этого тестировалась три раза.
Первая проверка, проведенная спустя пять минут после прочтения, показала, что группа, которая перечитывала материал, усвоила его лучше. Но при проведении проверки через неделю результаты значительно поменялись. Группа, подвергаемая неоднократному тестированию, вспомнила на 50% больше, чем при многократном прочтении.
4. Когда делать тест?
Вопрос, который непременно возникает. Когда стоит делать тест? Придя домой после занятия? Вечером, закончив все дела? Или на выходных, когда будет свободное время?
Чтобы ответить на это, стоит вернуться к кривой забывания. Уже через час мы не помним 55% информации, поэтому первый тест следует делать сразу после того как новые знания к нам поступили. Второй через 24 часа и так далее.
Звучит нереально как минимум для тех, кто использует индексные карточки, потому что и разобрать материал, и сделать по нему карточки тяжело физически, если материал сложный, не говоря уже о том, что успеть в первые пять минут невозможно.
Но не волнуйтесь, у меня есть несколько способов быстро протестировать себя сразу по окончанию урока.
Для начала стоит заранее определить, что после разбора материала вы дадите себе 15 минут, чтобы проверить себя. Подобный настрой поможет не забыть, что этот процесс вообще должен состоятся.
Определите способ, которым вы будете себя тестировать еще до начала занятия:
- Если вы занимаетесь по учебнику, то вопросы после параграфа как раз то, что вам нужно. Наконец вы можете воспользоваться ими по назначению.
- Если вы ведете конспект, выделяя цветом самые важные аспекты, то сразу после занятия, пробегитесь по выделенным словам, пытаясь самостоятельно воспроизвести определения и объяснить концепты. Главное, не подсматривайте.
- Заведите себе листик, на который по ходу урока вы будете выписывать вопросы, которые можете задать себе. Открытые вопросы будут работать лучше, ведь воспроизвести нужно будет больше. Так же можно записывать предложения, пропуская важные слова, которые потом нужно будет вставить. В конце урока ответьте на эти вопросы, а вначале урока можно ответить на вопросы прошлой темы.
5. Заключение
Чтобы запоминать информацию быстрее и помнить ее дольше, стоит прибегать к активному извлечению информации из памяти. И делать это нужно уже в первые пять минут после ее поступления. Попробуйте включить это в свое обучение, и вы будете удивлены, насколько улучшатся ваши результаты.
А чтобы то, что вы прочитали в этой статье, не выветрилось у вас из головы, остановитесь и ответьте на несколько вопросов:
- Что такое кривая забывания?
- Сколько процентов информации мы забываем спустя час? А спустя первые сутки?
- Что показывает мозгу, какую информацию нам нужно запомнить?
- Когда нужно сделать первые два теста?
Надеюсь то, что вы узнали, поможет облегчить ваше обучение и сэкономит вам время. Кстати, школа Language Heroes – отличное место, чтобы самостоятельно начать учить языки в компании таких же любителей иностранных языков, как и вы. Удачи!