Что вам приходит в голову, когда вы задумываетесь об изучении английского? Готова поспорить, это либо курсы, либо репетиторы. В случаях особо тяжелой психологической травмы – школьные уроки различной степени никудышности. Мы настолько привыкли к мысли, что языку нас должен кто-то научить, что боимся даже предположить иное развитие событий. И английский, как школьный предмет, страдает от этого чаще остальных языков. Но английский без репетитора (как и любой другой язык) – это вполне реально!
Самостоятельное изучение кажется нам чем-то запредельным, уделом избранных и одаренных. На ум приходят талантливые переводчики типа Като Ломб, которая на голом энтузиазме выучила 16 языков и сделала их своей профессией. Но, кстати говоря, сама Ломб не верила в такую вещь, как «одаренность», и считала, что выучить язык может любой, было бы желание.
Или другая крайность – считаем все самостоятельные занятия несерьезными. Ну, что я там учу, подумаешь! Вот будет возможность, пойду на курсы, или репетитора найму, и вот тогда держись, несчастный инглиш!
Между тем, современный мир и технологии сделали ресурсы намного доступнее, чем во времена венгерской переводчицы. Да даже за последние 10 лет все в корне поменялось.
Бумажные словари стали совершенно не нужны, любые энциклопедические знания можно найти за несколько кликов мышкой.
Все методики расписаны, правила сформулированы, мотивации изучены – бери да пользуйся. Носители толпами сидят на italki или том же фейсбуке.
А уж сколько книг, фильмов, сериалов, подкастов, лекций, блогов и журналов можно найти на английском языке – жизни не хватит, чтобы все это переработать.
Но мы все равно бежим к репетитору. Да, сегодня мы скорее выберем уроки онлайн, нежели старомодные визиты к преподавателю на чай с учебничком. Но суть от этого не меняется. Мы берем безграничные современные возможности и урезаем их до паттерна XIX века.
В мире сейчас все больше говорят о смене роли преподавателя в учебном процессе. Человек перестал быть носителем уникальных знаний и умений. При изучении языков репетитора в его классическом понимании сейчас легко заменяют приложения, готовые подборки ресурсов и языковые партнеры, которые могут проверить ваши работы, часто совершенно бесплатно.
То есть достаточно по-настоящему хотеть выучить английский (или любой другой) язык и прикладывать для этого усилия без страха ошибиться.
Кто-то сейчас скажет, что не может без учителя, что самодисциплины надолго не хватит. Но дело все в том, что внешняя мотивация работает плохо, в отличие от внутренней.
Внешняя мотивация основана на внешних стимулах, в то время как внутренняя зависит от самого процесса. Другими словами, надзиратель с кнутом и морковкой не сможет эффективно убедить нас в том, что нужно каждый день ботать английский. А мы сами – можем. Если найдем в языке то, от чего получаем удовольствие.
В этой формуле привычная схема занятий с репетитором оказывается неэффективной. Нанимая репетитора, мы перекладываем на него не только выбор программы, но и ответственность за нашу мотивацию. И если программу хороший препод еще сможет составить в соответствии с вашими личными нуждами, то мотивация с его стороны всегда будет внешней, а значит неэффективной.
Некоторые нанимают себе репетитора или записываются на языковые курсы по такому же принципу, что покупают абонемент в спортзал: раз я потратил деньги, мне будет их жалко, и я буду заниматься. Но это тоже не срабатывает. Об этом прекрасно знают фитнес-центры, чью прибыль делают годовые абонементы, которыми никто не пользуется. А все потому, что потраченные деньги для нашей системы мотивации не имеют совершенно никакого значения. Они не имеют никакого отношения к процессу. Более того, внешним мотиватором они тоже не могут стать, так как чувство вины только снижает мотивацию и продуктивность.
А вот при самостоятельном обучении сэкономленные деньги могут оказаться отличным положительным подкреплением. Позанимался сам полтора часа – на непотраченные деньги купил себе что-то приятное. Мозг запомнил, что самостоятельно заниматься – это хорошо.
Как начать учить английский самостоятельно. Несколько рекомендаций
- Для начала нужно определиться, насколько вообще вам нужен язык. Для чего он вам, как вы будете его применять. Это очень важный этап. Здесь мы работаем с мотивацией и закладываем базу для целей.
- Если вы поняли, что язык вам действительно нужен (пусть даже и для просмотра сериальчиков), решаем, какие именно знания нам понадобятся. Здесь нам поможет список компетенций для каждого уровня.
- Определились? Теперь нужно узнать, где наша отправная точка. Редко кто стартует с полного нуля в английском. Можно воспользоваться тем же списком компетенций, как чек-листом. Или определить текущий уровень с помощью хорошего теста.
- И теперь, когда мы выяснили, чего хотим достичь и где мы сейчас находимся, определяем в своем графике свободное время, которое можем регулярно посвящать занятиям. Иными словами, планируем!
- Составив план, начинаем сокращать разрыв между желаемым и действительным. Здесь нам помогут хорошие учебники по уровню и всё то обилие материалов и ресурсов, которое можно найти в сети.
- Найдите себе компанию. Языкового партнера, разговорный клуб, кружок по интересам. Человек – существо социальное, в обществе нам все дается проще.
- Самое главное – занимайтесь регулярно, не забывая получать удовольствие от процесса.
Кстати, школа Language Heroes – отличное место, чтобы самостоятельно начать учить английский (или любой другой иностранный язык) в компании таких же любителей языков , как и вы :)