Английский Как учить языки

Английский без репетитора: почему будущее за самостоятельным изучением языков

Английский без репетитора: почему будущее за самостоятельным изучением языков
Выучи язык с авторами сайта!

Что вам приходит в голову, когда вы задумываетесь об изучении английского? Готова поспорить, это либо курсы, либо репетиторы. В случаях особо тяжелой психологической травмы – школьные уроки различной степени никудышности. Мы настолько привыкли к мысли, что языку нас должен кто-то научить, что боимся даже предположить иное развитие событий. И английский, как школьный предмет, страдает от этого чаще остальных языков. Но английский без репетитора (как и любой другой язык) – это вполне реально!

Самостоятельное изучение кажется нам чем-то запредельным, уделом избранных и одаренных. На ум приходят талантливые переводчики типа Като Ломб, которая на голом энтузиазме выучила 16 языков и сделала их своей профессией. Но, кстати говоря, сама Ломб не верила в такую вещь, как «одаренность», и считала, что выучить язык может любой, было бы желание.

Или другая крайность – считаем все самостоятельные занятия несерьезными. Ну, что я там учу, подумаешь! Вот будет возможность, пойду на курсы, или репетитора найму, и вот тогда держись, несчастный инглиш!

Между тем, современный мир и технологии сделали ресурсы намного доступнее, чем во времена венгерской переводчицы. Да даже за последние 10 лет все в корне поменялось.

Бумажные словари стали совершенно не нужны, любые энциклопедические знания можно найти за несколько кликов мышкой.

Все методики расписаны, правила сформулированы, мотивации изучены – бери да пользуйся. Носители толпами сидят на italki или том же фейсбуке.

А уж сколько книг, фильмов, сериалов, подкастов, лекций, блогов и журналов можно найти на английском языке – жизни не хватит, чтобы все это переработать.

Но мы все равно бежим к репетитору. Да, сегодня мы скорее выберем уроки онлайн, нежели старомодные визиты к преподавателю на чай с учебничком. Но суть от этого не меняется. Мы берем безграничные современные возможности и урезаем их до паттерна XIX века.

В мире сейчас все больше говорят о смене роли преподавателя в учебном процессе. Человек перестал быть носителем уникальных знаний и умений. При изучении языков репетитора в его классическом понимании сейчас легко заменяют приложения, готовые подборки ресурсов и языковые партнеры, которые могут проверить ваши работы, часто совершенно бесплатно.

Мы пришли к тому, что единственный ключ к успеху – все та же формула Като Ломб: время, помноженное на мотивацию и поделенное на самоограничения.

То есть достаточно по-настоящему хотеть выучить английский (или любой другой) язык и прикладывать для этого усилия без страха ошибиться.

Кто-то сейчас скажет, что не может без учителя, что самодисциплины надолго не хватит. Но дело все в том, что внешняя мотивация работает плохо, в отличие от внутренней.

Внешняя мотивация основана на внешних стимулах, в то время как внутренняя зависит от самого процесса.  Другими словами, надзиратель с кнутом и морковкой не сможет эффективно убедить нас в том, что нужно каждый день ботать английский. А мы сами – можем. Если найдем в языке то, от чего получаем удовольствие.

В этой формуле привычная схема занятий с репетитором оказывается неэффективной. Нанимая репетитора, мы перекладываем на него не только выбор программы, но и ответственность за нашу мотивацию. И если программу хороший препод еще сможет составить в соответствии с вашими личными нуждами, то мотивация с его стороны всегда будет внешней, а значит неэффективной.

Пока вы сами не осознаете, для чего вам действительно нужен английский (и нужен ли вообще), язык вы не выучите.

Некоторые нанимают себе репетитора или записываются на языковые курсы по такому же принципу, что покупают абонемент в спортзал: раз я потратил деньги, мне будет их жалко, и я буду заниматься. Но это тоже не срабатывает. Об этом прекрасно знают фитнес-центры, чью прибыль делают годовые абонементы, которыми никто не пользуется. А все потому, что потраченные деньги для нашей системы мотивации не имеют совершенно никакого значения. Они не имеют никакого отношения к процессу. Более того, внешним мотиватором они тоже не могут стать, так как чувство вины только снижает мотивацию и продуктивность.

А вот при самостоятельном обучении сэкономленные деньги могут оказаться отличным положительным подкреплением. Позанимался сам полтора часа – на непотраченные деньги купил себе что-то приятное. Мозг запомнил, что самостоятельно заниматься – это хорошо.

Как начать учить английский самостоятельно. Несколько рекомендаций

  • Для начала нужно определиться, насколько вообще вам нужен язык. Для чего он вам, как вы будете его применять. Это очень важный этап. Здесь мы работаем с мотивацией и закладываем базу для целей.
  • Если вы поняли, что язык вам действительно нужен (пусть даже и для просмотра сериальчиков), решаем, какие именно знания нам понадобятся. Здесь нам поможет список компетенций для каждого уровня.
  • Определились? Теперь нужно узнать, где наша отправная точка. Редко кто стартует с полного нуля в английском. Можно воспользоваться тем же списком компетенций, как чек-листом. Или определить текущий уровень с помощью хорошего теста.
  • И теперь, когда мы выяснили, чего хотим достичь и где мы сейчас находимся, определяем в своем графике свободное время, которое можем регулярно посвящать занятиям. Иными словами, планируем!
  • Составив план, начинаем сокращать разрыв между желаемым и действительным. Здесь нам помогут хорошие учебники по уровню и  всё то обилие материалов и ресурсов, которое можно найти в сети.
  • Найдите себе компанию. Языкового партнера, разговорный клуб, кружок по интересам. Человек – существо социальное, в обществе нам все дается проще.
  • Самое главное – занимайтесь  регулярно, не забывая получать удовольствие от процесса.

Кстати, школа Language Heroes – отличное место, чтобы самостоятельно начать учить английский (или любой другой иностранный язык) в компании таких же любителей языков , как и вы :)

Обучение в Language Heroes