Поездка по Монголии, да ещё и на автомобиле, - выбор настоящих путешественников-экстремалов. Но, оказывается, все не так уж и сложно, если заранее подготовиться. В статье рассказывается, что нужно знать, чтобы автопутешествие прошло максимально комфортно и безопасно, как при этом получить массу положительных впечатлений и попрактиковать свой монгольский.
Отправляясь в путешествие на автомобиле, первым делом нужно его подготовить. Этот момент слишком очевиден для каждого водителя, поэтому мы его пропустим и перейдем к менее очевидным вещам.
Итак, если вы решились ехать, следует подготовиться по следующим пунктам:
- язык
- валюта
- еда
- ночлег
- топливо
В Монголию есть несколько автомобильных пограничных въездов из России, их полный список можно уточнить здесь. Мы поехали через Ташанту – КПП в Республике Алтай.
Что нужно знать, чтобы быстро и без стресса пройти пограничный контроль:
- вы должны быть собственником автомобиля, на арендованном авто либо по доверенности вас не пропустят через границу;
- можно въехать в страну по загранпаспорту, без визы, если вы едете менее чем на месяц. Подробнее про условия тут;
- на КПП нужно будет достать весь багаж, далее два варианта действий: либо открывать и показывать, что лежит в каждой сумке, либо унести их все на сканирование в само здание КПП. Мы выбрали второй вариант, он оказался намного быстрее и проще, хоть и пришлось походить туда-обратно;
- не старайтесь аккуратно укладывать багаж после досмотра на российской границе. На монгольской территории вас снова встретят пограничники для второго досмотра;
- не спорьте и не ругайтесь при досмотре автомобиля, если вам скажут доставать запаску из машины – доставайте, если скажут доставать вторую — вы знаете, что делать. Споры только замедлят прохождение всех и без того нудных постов и кабинетов;
- после досмотра багажа вы пройдете таможенную службу, у вас спросят, с какой целью вы едете в Монголию, могут также спросить про маршрут.
Перед поездкой я начиталась множество историй о злых пограничниках и их бесчинствах. Ни с чем таким мы не столкнулись, главное – быть спокойным, терпеливым и улыбаться! Мы прошли все досмотры очень быстро. Очередей, про которые тоже было много написано, при выезде из России мы не встретили. На выезде из Монголии немного постояли, но не больше 30 минут. Да и сотрудники, что на нашей стороне, что на монгольской, оказались очень дружелюбными и приветливыми ребятами.
В 150 км от Ташанты. Россия, Кош-Агачский район
Вот так проходит досмотр багажа на Российской границе. Вы выкладываете все вещи на стол, поэтому сумки останутся чистыми.
Ура! Все формальности пройдены. Мы на территории Монголии. И первое, что нужно сделать – купить местную SIM-карту. Сигнал российских провайдеров здесь очень слабый, но крайне дорогой.
#про_язык
Здесь всё зависит от того, в какую часть Монголии вы собираетесь. Если ехать в столицу, то за язык можно не переживать. Здесь жители владеют и русским, и английским. Мы же попали в самую отдаленную от столицы часть страны. По-русски здесь говорят только люди, заставшие времена СССР, и то не все. По-английски даже в банках не говорят. И я почти уверена, что девушка в отделении связи, знавшая английский, оказалась там по чистой случайности!
Заучивать даже популярные фразы на монгольском, на мой взгляд, бесполезно – их сложно произнести так, чтобы было понятно монголам (но, возможно, LanguageHeroes вам с этим помогут). Лучше подготовьте карточки, которые сможете показать местным жителям, чтобы они сами их читали: “Где можно обменять валюту?”, “Где ремонт авто?” и т.п..
Есть много приложений для этого, например, quizlet, cram, flashcardomline. Здесь есть советы и рекомендации, как составить карточки.
Почему бесполезно учить фразы и пытаться их произносить объясню на примере. Первый город, в который мы въехали, был Баян-Улгий. По-монгольски пишется как Баян-Өлгий, а в исполнении монголов он звучит просто как Олгий. И вообще, не город, а аймак, как меня поправили местные. Раньше в этом аймаке жили преимущественно казахи, но потом большая часть из них мигрировала в Казахстан. Это я узнала, когда начала искать историю аймака в интернете, потому что часто слышала, как мне казалось, алтайские слова, а алтайский ну очень созвучен с казахским.
Это все к чему: язык здесь монголо-казахский, то есть люди говорят на монгольском со вставками казахских слов, и наоборот. Поэтому я уверена, что мое произношение уровня «beginner Mongolian» никто бы не понял. А вот когда я набирала текст в гугл переводчике и давала прочитать, то все радостно улыбались, кивали головой и показывали куда идти.
Чем дальше мы уезжали от Улгия, тем меньше я слышала казахских слов и меньше понимала, о чем говорят люди.
#про_валюту
Чем дальше от столицы, тем сложнее обменять валюту. Мы пытались заранее нагуглить точки обмена, но этот вариант не дал результатов. Во-первых, в Новосибирске не меняют рубли на тугрики, во-вторых, не все банки в Монголии меняют рубли. Поэтому нам пришлось искать пункты обмена валюты уже на месте.
Лайфхак для поиска обмена:
Ищите банк, чье здание будет намного выше других банков, там точно есть обмен валюты. Другой вариант – «менялы» и проводники. Они меняют деньги по меньшему курсу. Например, сейчас курс 1 рубль = 41.52 монгольский тугрик, в банке деньги обменяют по официальному курсу, «менялы» за 35 или 30 рублей за тугрик, если нужно обменять срочно, то вариант неплохой.
Когда наконец-то получил свой первый миллион!
#про_еду
Еда в Монголии жирная. Очень. Поэтому, если сомневаетесь в своей пищеварительной системе, – не рискуйте, берите салат или суп, а не чай с пельменями. Хотя даже некоторые салаты мне показались жирными. Национальная кухня не без причины калорийная и жирная – климат там суровый.
Мы стояли минут по 20 или 30 в кафе, переводя каждое слово, потому что сотрудники были заняты обслуживаем других посетителей. На языке жестов они пытались объяснить нам, что такое «ногоотой шөл». Разумеется, мы нервировали очередь тем, что задерживали ее. Поэтому мы отходили в сторону и переводили там, а потом стояли в очереди заново. И это хорошо, что еще интернет был. Иногда его не было, и мы брали еду по методу «покажите, что там».
Как подготовиться:
Переведите заранее названия блюд, которые могут быть в меню. Напоминаю, что не везде знают русский или английский язык. Если в кафе не много людей, вам даже откроют кастрюлю и покажут, что там, либо постараются объясниться языком жестов. Но даже это достаточной информации не дает.
А так вы хотя бы заранее будете знать, что «хуушуур» – это монгольский вариант чебурека. Не ошибетесь только с чаем, там он «цай», произносится как «цэ».
Примерное меню:
- Шоролог – монгольский вариант шашлыка
- Бууз – позы
- Адууны чанасан мах – вареные ребра конины, если мне не изменяет память
- Хонины жигнэсэн мах – тушеная баранина
- Цуйван – лапша с мясом и овощами, не суп!
- Бантан – суп с бараниной и молоком
- Банштай Цай – чай с молоком и пельменями из баранины; по сути, это суп с пельменями
#про_ночлег
Мы взяли с собой палатку. А когда приехали на озеро и увидели местных, одетых в зимние пуховики в июле, то подумали, что ребята, наверное, плохо себя чувствуют. Но у воды, стоя в шортах и майках, мы поняли, зачем нужен зимний пуховик летом. От палатки мы быстро отказались, так как не были готовы к такому холоду. У воды примерно 10-13 градусов. Пуховиков у нас собой, конечно, не было. Приперлись тут, туристы:)
Озеро недалеко от границы. Как называется – не знаю, не у кого было спросить. Ветер здесь дул настолько сильный, что сложно было дышать, как будто ехал на мотоцикле без шлема.
То же безымянное озеро
Первую ночь мы остановились в гостинице в Улгие. Так как город этот не туристический, вариантов было не много. Из всех мы выбрали тот, где были целые стены и розетки.
Дорога в Ховд
#про_топливо
Топливо в Монголию везут из России, дальше с ним что-то делают, потому что машина после двух заправок в Монголии нормально ехать отказалась, особенно тяжело ей было на подъемах. Изначально мы планировали взять бензин с собой, но, к сожалению, через границу много его не провезти – максимум 10 литров. Поэтому будьте готовы к тому, что машина, особенно если она недавних годов выпуска, внезапно начнет капризничать или тянуть очень-очень тяжело.
#про_дороги
Дороги в Монголии есть. Но только в столице и в ее округе. Вы помните, что мы въехали в страну с западной стороны, т.е. с противоположного края от столицы. Поэтому дорога там, где ты поехал. Поначалу меня это жутко нервировало: телефон не тянет оффлайн карты (maps.me) и единственный помощник — это google.maps. Он примерно определяет нас синей точечкой на карте, т.к. ни о каком интернете, и вообще связи, даже речи нет. Поле. Пустынное поле. Один плюс, здесь нет комаров, мошек, мух и прочих надоедливых вредителей. Такая дорога тянется от границы до Улгия, ближе к нему уже есть асфальт где-то 30-40 км.
Дорога от границы до Улгия. На третий день путешествия мы поняли – все дороги в Монголии однажды сольются в одну.
Те самые 30-40 км. Асфальта вблизи Улгия
Следующим пунктом после Улгия стал Ховд. Мы попали в самое неблагоприятное, на мой взгляд, время – тут делали настоящую асфальтированную магистраль через всю страну! Поэтому мы поехали вдоль нее по полю и камням. Дороги здесь делают не как у нас в стране, здесь их перекрывают полностью! Зато это служило нам ориентиром. Спасибо и на этом. Поездка по камням дала свои результаты – поломка. Мы надеялись, что в Ховде смогут ее устранить, но нет. Поэтому нам пришлось сократить свой маршрут в два раза, плюс, монголы отговорили нас ехать дальше, аргументируя это тем, что дальше дорога еще хуже.
Изначально запланированный маршрут: Ташанта – Улгий – Ховд – Улаангом – Ташанта. С остановкой у озер.
Измененный маршрут. Ташанта – Улгий – Ховд и обратно.
Надо сказать, что ехали мы не на маленькой городской машинке, это была Honda CR-V, средних размеров кроссовер. Но роковым было движение по каменистой дороге. Так как магистраль прокладывали на том месте, где раньше шла полевая дорога, то приходилось ехать по горам, где под толщей песчаной пыли не было видно булыжников. Одни из них мы поймали позже, пожертвовав глушителем.
По таким камням мы ехали около 70 км. Другого пути не было.
Другая непредвиденная ситуация случилась, когда мы ехали обратно из Ховда в Улгий. Мы поехали другим путем, чтобы избежать повторения трясучки по камням. Но, проехав где-то половину пути мы уперлись в реку с обрушенным мостом. На том берегу стояла юрта, и ее обитатели сразу двинулись к нам объяснять где проехать. В общем, мы проехали в брод, набрав немного воды в кузов по левому борту, но при жаре, которая там стояла, всё высохло уже спустя минут двадцать.
Тот самый другой путь до Улгия
До этого я читала в сети статьи, как люди ездили в Монголию на низких седанах типа Toyota Mark II или вообще на Toyota Vit. Хорошо, что мы не последовали их примеру и поехали на машине повыше, иначе в этой реке мы бы и остались.
Вот такими были дороги в Монголии во время нашего путешествия. А черная полоса слева – это новая прекрасная дорога.
Скорее всего эта дорога уже открыта, и можно смело ехать в Монголию и кататься по прекрасному новому асфальту! Эту фотографию я позже напечатала как почтовую открытку и отправляла друзьям ☺
#про_людей
Перед поездкой я много читала об этой стране, людях, традициях, самих нюансах поездки. Скажу честно, совпало только одно – люди. Монголы, действительно, очень добродушные и отзывчивые люди. С таможни до Улгия мы подвозили женщину, она же помогла нам найти обмен валюты, гостиницы, посоветовала сотового оператора, и немного рассказала о самом городе. То есть час-другой она с нами ездила по городу и всё показывала. Она посоветовала не менять деньги у «менял», а доехать до пункта обмена и показала к нему дорогу.
Если вы поедете в путешествие на машине, будьте готовы к просьбе подвезти до ближайшего города, а это может быть сотни две или три километров. Если у вас нет места в машине, то вам предложат помочь его освободить. Вообще, помощь здесь предложат всегда.
В дороге у нас случилась небольшая поломка, мы остановились посреди пустыни, друг чинил авто, я красиво стояла рядом и подавала ключи. Вдалеке я увидела два автомобиля и решила им помахать – вдруг помогут с ремонтом. Когда я подняла руку, оба автомобиля сразу же сменили маршрут и направились в нашу сторону. Подъехав, они сразу начали расспрашивать, что случилось, мужчины принесли свои комплекты ключей, женщины махали газетками, а дети просто пересыпали песок из ладони в ладонь. После двадцати минут дело было сделано. Они уточнили у нас, куда мы едем, есть ли карта. По-русски говорили плохо, но язык жестов спас ситуацию. В этом случае сработал лучше, чем в кафе.
Собственно, здесь и случилась неприятная поломка. В тени было порядка 35 С.
#полезности
- Сервис maps.me. Точно есть для Android. Это оффлайн-карты, лучше заранее загрузить маршрут, потому что в монгольских пустынях сети не будет.
- Сотовый провайдер, чьи пункты проще всего найти, – Mobicom.
- Берите с собой легкую, но длинную одежду, чтобы закрывала ноги и руки, иначе сгорите после часа прогулки. Либо полностью обмазывайтесь защитными лосьонами, но с ними не всегда удобно: средства быстро сползают на жаре, когда человек потеет, одежда прилипает, и все это крайне неприятно. Головной убор тоже обязателен, иначе есть риск получить солнечный удар.
- Если планируете ночевать в палатках, берите очень теплую одежду. Жарко не будет. Особенно если остановитесь у озера.
- Дров в Монголии нет, ни сучков, ни веток. Мы их брали с собой, ха-ха. На границе никто не удивился, зачем мы их везем.
- Если решились ехать на авто, лучше выбирать модели с большим просветом (почему? Смотреть раздел #про_дороги).
- Калькулятор валют здесь.
- Что можно и нельзя перевозить через границу здесь.
- Если встретите сусликов или других грызунов, не трогайте их, они переносят бубонную чуму. Правда на границе нам об этом сказали, когда мы уже вернулись из Монголии. Точнее, это было так: «Контактировал ли вы с грызунами, будучи в поездке?». Хорошо, что нет.
#из_наблюдений
- В некоторых городах, например, Улгий, нет сумерек. Солнце село, сразу темно и луна.
- Автомобили в Монголии делятся на два вида: Toyota Land Cruiser, с огромными колесами и шноркелем, и Toyota Prius.
- Есть мототакси. После поездки вам дадут чек.
- Местные ездят исключительно на дальнем свете. Всегда! Поэтому ездить в темное время суток в Монголии крайне неудобно. «Моргание фарами», принятое в России, не сподвигнет встречный автомобиль переключить свет на ближний.
- Иногда монголы тоже не знают дорогу, они просто примерно едут в сторону нужного города, потому что в Монголии все дороги потом сливаются в одну. Но это вы уже знаете.
Дорога домой
#личые_впечатления
На мой вкус, Монголия – суровая страна контрастов: жгучее солнце, пустынные дороги и горы, временами наоборот – обжигающие холодом ветра и ледяная вода. Иногда в пути мне было тоскливо от вида выжженных солнцем полей и иссушенных рек. Но, думаю, именно такая суровость природы сделала людей, которые здесь живут, такими душевными и отзывчивыми.
И, как поется в песне у Высоцкого, «Если друг оказался вдруг, и не друг, и не враг, а – так <…> парня в горы тяни — рискни!» – для таких целей Монголия не менее подходящее место.
Все фотографии в статье предоставлены автором.