Мы уже писали о том, как проходят уроки английского языка в странах Азии, в частности, в Китае. Помимо этого учителя время от времени организуют походы в театр, океанариум, Макдоналдс, где ученики практикуют общение на английском в условиях действительности. Также периодически устраиваются шоу, на которых дети демонстрируют то, чему научились на уроках английского. И затем наступает лето – пора лагерей и походов, время учиться новому не только за партой. Чему можно научиться во время лагеря? По каким принципам строится воспитание и взаимоотношения в коллективе? Давайте разберём.
Лагерь “Хака”
Философия
Древние китайские философские концепции неизменно находят отражения в культуре и в том или ином виде сопровождает китайцев с детства. Лагерь Хака имеет концепцию У-син.
У-син (Пять элементов, стихий: дерево, огонь, вода, металл/золото , земля ) — одна из основных категорий китайской философии; пятиконечная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии.
В случае с детским лагерем воплощением пяти элементов являются учителя английского (по совместительству – вожатые). Называют их соответственно Профессор Земля, Профессор Дерево, Профессор Вода, Профессор Золото, профессор Огонь.
Глобальность этой философии даёт возможность увязать китайские верования с чем угодно. Например, с индейцами. Само слово “хака” обоначает “воин” на языке майори. Поэтому ребят при входе встречают индейцы боевыми танцами и произнесением клятвы лагерю в кругу “магических” предметов: песочных часов, зеркал.
Профессора являются “Хака”, т.е. достигшие знаний, гуру. В свою очередь, дети носят название “галу” и стремятся стать “хака” к окончанию лагеря. У каждого Профессора есть свой принцип, который тот старается донести участникам.
Золото – Я – способный (I am great)
Символ уверенности в себе.
Дерево – Наши обязанности (Duty first)
Символ исполнения долга.
Вода – Работа в команде (Team Work)
Символ дружбы и взаимовыручки.
Земля – Никогда не сдавайтся (Never give up)
Символ решительности и упорности.
Огонь – Сила в движении (Action is power)
Символ активности.
Весь же лагерь строится на 3 правилах:
1) Уважение к себе
2) Уважение к другим
3) Уважение к природе
Рутина
Каждый день – день одного из Профессоров. В этот день игры, конкурсы, занятия, вечерние разговоры направлены на реализацию конкретного принципа. Вечерами происходит церемония награждения наиболее отличившихся участников лагеря. Они получают монетку с изображением символа того Профессора, в чей день они проявили активность.
За время пребывания в лагере дети учатся самостоятельности и ответственности (в частности, вожатые проверяют состояние их палаток и тренируют ребят быстро и бережно распаковывать и сворачивать спальные мешки, следят за тем, чтоб все снимали обувь, ложась в спальник).
День состоит из зарядки, уроков, спортивного часа, уроков английского и разнообразных activity на английском языке с реализацией принципов “Хака”, вечернего разговора и церемонии награждения.
В конце лагеря происходит посвящение бывших “Галу” в “Хака” и концерт.
Дополнительные забавы
*запуск ракет из двухлитровых пластиковых бутылок и картона водяным насосом
*запуск подводных лодок из пол-литровых бутылок и моторчика
* запуск воздушных змеев
Из Китая лагерь переместился в США, где 100,000 ребят поучаствовали в этой развивающей летней программе.
Учебные материалы
Фото автора
Китайская образовательная компания выкупила права на использование оксфордского курса с участием персонажей из американской детской телепередачи “Улица Сезам“. Отдельным книжкам дали имена персонажей:
+ Big Bird’s Yellow Book
+ Grover’s Orange Book
+ Prairie Dawn’s Purple Book
+ MultiLevel Book
+ Picture dictionary
+ Oscar’s Bridge to Reading Book
+ Cookie Monster’s Blue Book
+ Ernie and Bert’s Red Book
Фото автора
Учебники учат американскому варианту английского языка, но в тетрадях для домашних заданий включены реалии Тайваня и Китая. Отдельные кроссворды составлены по блюдам китайской кухни. Присутствует Phonics с изучением consonant clusters, в иллюстрациях наблюдаются художественные традиции азиатской графики:
–золотые слитки в виде лодочки «Юн Бао». На новогодних декорациях, напечатанных в компании, американские герои Улицы Сезам соседствуют с китайскими фейерверками и лодкообразными слитками.
-придание лицу эмоциональности с помощью большого рта и закрытых глаз,
– три полоски с вертикальной, пересекающей их, на лбу тигра (это иероглиф “Ван” обозначающий “император”. По легенде, у этого зверя подсмотрели символ, поэтому тигр, нарисованный в Китае, обязательно имеет на лбу три полоски, пересечённые одной.
Детей необходимо “разогреть” для урока, заинтересовать, разрядить их избыточную энергию в небольшом физическом упражнении. Если этого не сделать, дети будут реализовать свою энергию в беготне и шалостях. Для такой “физкультминутки” подойдут проверенные традиционные музыкально-подвижные упражнения. Каждое из них представляет собой песню с устоявшимися движениями. Поначалу дети повторяют за педагогом только движения, а потом, если петь эту песенку из занятия в занятие, подпевают учителю. Смысл спетого понимают позже, главное, они начинают воспроизводить иностранную речь весело и без принуждения.
“Улица Сезам, кроме обучающей, несёт ещё и воспитательную функцию.
Песня “He ate too much food” (на мотив песни «He’s Got The Whole World In His Hands» [1], [2] ) учит сразу нескольким вещам:
*закрепляет вторую форму глагола “eat” – “ate”
* учит числительным
* учит названиям продуктов
* предупреждает детей о вреде обжорства.
He ate too much food
He ate too much, too much food. (x4)
He ate 1 salad. Hmm good. (x3)
He ate 1 salad, good.
He ate 2 chickens. Hmm good. (x3)
He ate 2 chickens, good.
He ate 3 pizzas. Hmm good. (x3)
He ate 3 pizza, good.
He ate 4 sandwiches. Hmm good. (x3)
He ate 4 sandwiches, good.
He ate 5 french fries. Hmm good. (x3)
He ate 5 french fries, good.
He ate 6 hamburgers. Hmm good. (x3)
He ate 6 hamburgers, good.
He ate 7 carrots. Hmm good. (x3)
He ate 7 carrots, good.
He ate 8 green beans. Hmm good. (x3)
He ate 8 green beans, good.
He ate 9 apples. Hmm good. (x3)
He ate 9 apples, good.
He ate 10 cookies. Hmm good. (x3)
He ate 10 cookies, good.
He ate too much, too much food. (x4)
Другая песня на мотив “Oh dear What could the matter be” [3] практикует Present Continuous и учит не отвлекать взрослых, когда те заняты, а играть с друзьями.
Tina Twiddlebug: Hi, Mom. What are you doing now?
Hi, Mom What are you doing now?
Hi, Mom What are you doing now?
What are you doing right now?
Mother: Hi, Tina. I’m reading a book now.
Hi, Tina. I’m reading a book now.
Hi, Tina. I’m reading a book now.
Reading a book right now.
Continue with:
Tina: Hi, Grandpa. What are you doing now?
Grandfather: I’m watching TV now.
Tina: Hi, Aunt and Uncle. What are you doing now?
Tina: Hi, Dad. What are you doing now?
Father: I’m washing my face now.
Tina: Hi, Grandma. What are you doing now?
Grandmother: I’m cooking chicken now.
Tina: Hi, sister. What are you doing now?
Sister: I’m doing my homework now.
Tina: Hi, brother. What are you doing now?
Brother: I’m playing guitar now.
Tina: Hi, Friend. What are you doing now?
Friend: Nothing.
Tina: Let’s play. Let’s play together now.
Let’s play. Let’s play together now.
Let’s play. Let’s play together now.
Let’s play. Let’s play together now.
Friend: O.K!
Надеюсь, кем бы вы ни были: педагогами, родителями или изучающими английский язык, методы азиатских школ помогут и вам!
Полезные ссылки:
1) Песня He ate too much food: https://www.youtube.com/watch?v=6l-RMpJWCGA
2) He’s Got The Whole World In His Hands https://www.youtube.com/watch?v=yVwooM9kUO0
3) Oh Dear! What Can The Matter Be https://www.youtube.com/watch?v=aPN2f2p68ag
4) Учим и учимся учить языки с Language Heroes! Школа самостоятельного изучения иностранных языков – Language Heroes (lh12.ru)