Повторенье — мать ученья. Эту пословицу мне сами твердят младшие ученики, потому что уже в начальной школе они поняли: если тему пройти один раз, но не повторить, то в голове её больше нет, а значит, и проходили мы её зря — начинай сначала.
Давайте разберёмся, как грамотно заниматься повторением, чтобы материал усваивался навсегда, почему пропуск одного занятия приводит к маленькой катастрофе, как сделать так, чтобы этого не произошло. А ещё научимся не попадать в ловушки своего ленивого мозга и соберём полезные ресурсы, которые помогут учиться эффективно.
Как устроена память?
Как и у компьютера, у человека есть рабочая, или оперативная, память (working memory), которая позволяет обрабатывать текущие задачи, и долговременная память (long-term memory), в которой хранится всё-всё-всё, что остаётся с нами надолго, от цвета штанишек нашей первой детсадовской любви до спряжения латинских глаголов, которыми мы не пользовались уже много лет, но при случае расчехлим как секретное оружие.
Почему мы помним штанишки? Потому что запоминание связано с сильными эмоциональными переживаниями. А глаголы? Потому что хорошо их выучили, а значит, преподаватель с помощью программы и учебника сделал так, что мы их повторяли-повторяли, да и отложили в долговременную память. И вот этому второму способу легко научиться.
Рабочая память, по данным научных исследований, может оперировать одновременно всего четырьмя чанками, или блоками информации. То есть её объём сравнительно мал, хотя и расширяется путём тренировки (например, у устных переводчиков или у детей, которые умножают в уме трёхзначные числа за пару секунд).
Долговременная память безгранична. Вы только представьте! Это значит, что я, обычный человек, не наделённый сверхспособностями, могу выучить хоть все языки на свете, или запомнить имена всех людей в мире, или вообще что угодно. То есть никакого ограничения по объёму долговременной памяти у обычного здорового мозга нет, есть только ограничение по продолжительности жизни и отсутствие необходимости и желания.
Мозг состоит из нейронов — клеток, создающих между собой соединения, которые называются нейронными связями. Когда мы узнаём что-то новое, мозг формирует новые нейронные связи. Если к информации больше не обращаться, то нейронные связи перестают использоваться, и мы её забываем. Образно говоря, мысль перестаёт ходить по тому пути из нейронных связей, где находится эта информация, тропинка зарастает сорняками и колючками, и со временем пройти по ней всё труднее.
Со всем в организме происходят похожие процессы — например, с мышцами. Если нет постоянной физической нагрузки, то мышцы слабеют, потому что содержать их для организма дорого. Таким же образом слабеют нейронные связи, хранящие невостребованную информацию, — вот почему все твердят, как важно заниматься языками регулярно.
Память устроена так, что новая информация, если это не навязчивая песенка по радио, а то, что мы сознательно хотим запомнить, требует повторения. И не просто повторения, а через определённый интервал времени после того, как мы впервые с ней познакомились. А потом ещё раз через определённый интервал, уже более длинный. Это изучено и научно доказано, и, если у вас не эйдетическая память, как у Шелдона Купера из «Теории Большого взрыва», то этот алгоритм для вас.
Интервальное повторение (Spaced Repetition)
Отличную метафору формирования нейронных связей показывает приложение «Memrise». Когда мы узнаём новое слово или выражение на иностранном языке, мы сажаем в землю семечко. Каждый раз, когда мы повторяем это слово, мы поливаем семечко, оно прорастает, и росток поднимается, пока не распускается большой цветок. Это сделано не просто для красоты, а чтобы показать, как алгоритм интервального повторения, заложенный в этом и других приложениях, формирует нейронные связи, в которых и хранятся слова, выражения и грамматические конструкции.
Цветок распускается после нескольких повторений, и это значит, что слову уже пора отложиться в долговременной памяти, а нейронным связям, отвечающим за эту информацию, стать прочными. Если потом долго не обращаться к этому слову и не повторять его, то цветок увядает, и приложение напомнит полить его, то есть повторить слово. То же происходит и с нейронными связями — если их не использовать, они «зачахнут».
Вот почему так трудно снова приступать к языку после большого перерыва — нейронные связи уже ослабли, и их придётся тренировать заново, а это гораздо более энергозатратно, чем регулярно их поддерживать, да ещё и огорчает: я же умел это говорить, а теперь не умею, как так? Тем не менее, если заложена прочная база (а база — это моя специализация), восстанавливать заброшенный язык несравнимо легче, чем учить его с нуля.
Теперь мы знаем, как использовать научные данные для эффективной самостоятельной работы с иностранными языками. Если не вдаваться в детали и индивидуальные особенности каждого учащегося, память и распорядок дня, то теории интервального повторения предполагают, что повторять пройденное нужно со всё увеличивающимися интервалами.
Например, в понедельник мы разобрали на уроке новую тему. Теперь её желательно повторить во вторник и среду, а затем в пятницу, в воскресенье, через неделю, через месяц и т. д., пока не почувствуем, что она уже никуда не денется.
Я заметила, что в хороших учебниках информация для повторения именно так и подаётся, если заниматься по ним регулярно (например, в грамматическом учебнике «Основы итальянского языка» Грейзбард, который я нежно люблю). И, конечно, никто не запрещает повторять ту или иную тему столько раз, сколько нужно.
Как лучше всего повторять пройденное?
Первая мысль, которая приходит в голову, когда надо что-то повторить, — это просто перечитать тему в учебнике. И с таким видом работы нужно быть очень внимательным. Когда мы второй раз смотрим на уже знакомый текст, мозг не воспринимает его как новую важную информацию, он просто узнаёт его, как знакомое лицо, но не впускает в себя ничего нового. Это ловушка!
Или объяснить тему товарищу, который будет задавать вопросы, когда что-то непонятно. Ещё можно для такой цели взять и повторить её по другому учебнику и другим упражнениям.
У меня самой были большие перерывы в изучении языков, и сначала, когда я хотела восстановить в памяти забытый материал, я просто перечитывала правила и упражнения, но потом поняла, что я их узнаю и вспоминаю, но от этого не начинаю снова использовать нужные слова и правила в речи, а значит, повторение неэффективно. Тогда я перешла на другие учебные материалы и начала с упражнений, чтобы по ходу дела разбираться в правилах и вспоминать теорию, отталкиваясь от практических примеров, а не наоборот.
Например, в упражнении попадается английское слово «medium», которое надо поставить во множественное число. Так, вроде было особое правило. Как ставить слова латинского происхождения во множественное число? Ага, понятно, пишу. То есть я не просто перечитываю правило про множественное число пункт за пунктом, а, наоборот, начинаю с упражнения и подбираю нужный пункт для каждого примера.
Вторая ловушка, в которую я тоже не раз попадалась, — это машинальное чтение, или, как говорит мой дедушка, когда я что-то читаю, «все знакомые буквы нашла?». Действительно, я часто ловлю себя на мысли, что прочитала все слова в абзаце или на целой странице, и все их я знаю и понимаю, но основную мысль воспроизвести не могу.
Когда от чтения отвлекает шум, чужой разговор, навязчивые мысли, иногда сидишь и перечитываешь одно и то же по пять раз, а толку всё равно никакого. И за эти пять раз мозг уже начал воспринимать текст как родной и перестал видеть в нём что-то новое, притом, что информацию так и не усвоил. Тогда нужно сделать усилие и перечитать текст с конца — мне помогает.
Ловушка номер три — повторять материал несколько раз за один день. К сожалению, это не работает, потому что для закрепления информации в мозге должны произойти определённые метаболические процессы, которые происходят только во сне. То есть повторение в течение одного дня считается как однократное.
Когда лучше заниматься повторением: утром, вечером или в обед?
С нашим-то ритмом жизни — в любое время, когда получится. О сложных задачах хорошо думать перед сном, потому что на смену сфокусированному мышлению (focused thinking) приходит рассеянное мышление (diffused thinking), которое помогает эти задачи решить, и бывает так, что наутро мы уже знаем готовый ответ. Со своим распорядком дня и биоритмами мне нравится повторять пройденное и проходить новое утром, затем вечером перед сном повторять это новое, а на следующее утро устраивать себе проверку — повторение через упражнения и тесты.
Много полезных практических знаний о том, как учиться эффективно и подружиться со своим мозгом, можно найти в книге Барбары Оакли «Думай как математик» и на её бесплатном курсе на Курсере «Learning How to Learn» (совместно с Терренсом Сейновски).
Как составить учебную программу
Когда занимаешься самостоятельно, очень важно учитывать время на повторение. Например, я как-то решила учить очередной язык и на энтузиазме запланировала проходить по одному грамматическому уроку в неделю.
Один урок в учебнике включал около пяти грамматических тем, пятидесяти новых слов и двадцати страниц текстов, правил и упражнений. И правда — если бы я ничего не повторяла, то, занимаясь по часу в день, справилась бы с заданием. Но ничего не повторять может только сферический конь в вакууме, поэтому с повторением время прохождения программы увеличилось вдвое, и пришлось её серьёзно скорректировать. Да, это огорчает, но нам ведь нужен результат в виде живого рабочего языка, а не галочки на первой странице тетради.
Получается, нужно заложить на повторение достаточное количество времени. Сколько именно — зависит от того, насколько интенсивно мы изучаем новый материал, какие интервалы между занятиями и в какой момент мозг решительно отказывается воспринимать новую информацию.
У меня, например, с языками это происходит после трёх часов занятий за один присест, у кого-то больше, у кого-то меньше. А выполнять одну и ту же работу я могу не более шести часов в день. То есть после трёх часов входящий поток перекрывается, и оставшиеся три часа занятий я могу только повторять пройденное, решать тесты или развлекаться просмотром сериала. Всё это нужно узнать о себе методом проб и ошибок, и тогда понимаешь, как составить для себя разумную программу.
Кроме времени на повторение, желательно включить в программу учебные материалы, которые помогут повторять теорию через практические упражнения и тесты, как в моём примере. Для этой цели я покупаю сборники упражнений.
Например, для начального и среднего уровня в английском есть «Грамматика. Сборник упражнений» Голицынского, а для итальянцев есть «Esercizi per la lingua parlata» Томмазо Буэно. Количество упражнений, предложенных для каждой темы, в этих книгах избыточно, и это замечательно: каждый раз, повторяя тему, можно делать новые упражнения.
Что происходит, когда пропускаешь занятия?
Допустим, курс английского языка рассчитан на 3 месяца. Это может быть прохождение одного уровня или подготовка к экзамену. 3 месяца — это большой срок, за который можно многое успеть. Например, занятия идут по часу раз в неделю, то есть за курс у нас будет 12 занятий и 12 домашних работ. На каждом занятии повторяем одну старую тему и проходим одну новую.
Предположим, мы безответственно пропустили одно занятие. Кажется, это всего час из трёх месяцев, верно? А вот у мозга арифметика другая.
- Тему прошлого занятия не повторили вовремя, а значит, она быстро улетучится из памяти. Новую тему мы тоже не прошли. А следующий урок придётся начать с основательного повторения.
- Получается, что не одно, а уже три занятия (1/4 всего курса!) пройдут неэффективно.
- Если по каким-то причинам мы ещё и домашку не делали, то пропустили не 1, а от 2 до 4 эффективных подходов к языку. И память нам этого не простит.
А теперь представим, что происходило в нашей голове со всей информацией, которую нам давали в школе, особенно под конец учебного года, за время летних каникул.
Всё, что пройдено в мае, точно никак не повторялось через месяц, а значит, новый материал, пройденный за этот месяц, мы не запомним, ведь он не успел отложиться в долговременной памяти.
Единственное, от чего в мае есть польза, — это повторение прошлых тем и разбор вопросов, но в погоне за программой учителям часто приходится давать под конец года хоть какие-то новые темы, а это, как мы уже поняли, бесполезно. И, насколько я помню свои школьные годы, пройти всю программу за год мы по многим предметам так и не успевали. А это как раз не страшно.
После всего, что мы узнали, становится понятно, почему каждый раз, когда начинаешь и бросаешь учить иностранный язык, приходится начинать чуть ли не сначала. А младшие школьники уже всё поняли и теперь занимаются даже летом.
Что делать, если всё-таки придётся пропустить занятие?
Всю учёбу я делала так. Звонишь одногруппнику (лучше в день занятия) и около часа пытаешь, пока не узнаешь подробно всё, что было на уроке. Кстати, если товарищу придётся объяснить кому-то с нуля новую тему, то это будет и ему полезно. Затем выясняешь, что задали на дом, и идёшь делать домашку. На следующем уроке обязательно задаёшь преподавателю вопросы обо всём, что непонятно, при условии, что тема уже самостоятельно изучена. Домашку разбираете на занятии. Профит.
А теперь тест на повторение!
Какие основные мысли и советы о повторении упоминались в этой статье? Напишите краткую шпаргалку в комментариях. Добавляйте в неё свои советы.
И не забывайте поливать свой сад языков! ;)
Ресурсы, которые помогут учиться эффективно
- Барбара Оакли. Думай как математик
- 10 правил хорошей и плохой учёбы из книги «Думай как математик» на английском языке
- Бесплатный курс «Learning How to Learn» на английском языке с русскими субтитрами. О работе мозга, памяти, прокрастинации, интервальном повторении, концентрации внимания, способностях к научным и гуманитарным дисциплинам.
Приложения на основе теории интервального повторения
Научные исследования
- Baddeley, A., Eysenck, M. W., & Anderson, M. C. (2009). Memory. NY: Psychology Press.
- Carpenter, S. K., Cepeda, N. J., Rohrer, D., Kang, S. H. K., & Pashler, H. (2012). Using spacing to enhance diverse forms of learning: Review of recent research and implications for instruction. Educational Psychology Review, 24(3), 369-378. doi: 10.1007/s10648-012-9205-z
- Cowan, N. (2001). The magical number 4 in short-term memory: A reconsideration of mental storage capacity. Behavioral and Brain Sciences, 24(1), 87-114.
- Djonlagic, I., A. Rosenfeld, D. Shohamy, C. Myers, M. Gluck, and R. Stickgold. “Sleep Enhances Category Learning.” Learning & Memory 16, no. 12 (Dec 2009): 751-5.
- Dudai, Y. (2004). The neurobiology of consolidations, or, how stable is the engram? Annual Review of Psychology, 55, 51-86.
- Dunlosky, J., Rawson, K. A., Marsh, E. J., Nathan, M. J., & Willingham, D. T. (2013). Improving students’ learning with effective learning techniques: Promising directions from cognitive and educational psychology. Psychological Science in the Public Interest, 14(1), 4-58.
- Durrant, Simon J., Scott A. Cairney, and Penelope A. Lewis. “Overnight consolidation aids the transfer of statistical knowledge from the medial temporal lobe to the striatum.” Cerebral Cortex 23.10 (2013): 2467-2478.
- Ellenbogen, J.M., P.T. Hu, J.D. Payne, D. Titone, and M.P. Walker. “Human Relational Memory Requires Time and Sleep.” PNAS, 104, no. 18 (2007): 7723-28.
- Guida, A., Gobet, F., Tardieu, H., & Nicolas, S. (2012). How chunks, long-term working memory and templates offer a cognitive explanation for neuroimaging data on expertise acquisition: A two-stage framework. Brain and Cognition, 79(3), 221-244. doi: 10.1016/j.bandc.2012.01.010
- Rawson, K. A., & Dunlosky, J. (2011). Optimizing schedules of retrieval practice for durable and efficient learning: How much is enough? Journal of Experimental Psychology: General, 140(3), 283.
Автор статьи: Анна Попова, сайт Анны, паблик – «Анна Попова | Как я изучаю языки». Куратор в проекте Language Heroes.